Программу ведет Кирилл Кобрин. Участвует корреспондент Радио Свобода Александр Сергеев. Кирилл Кобрин: Недавно в афганской провинции Бамьян археологи раскопали гигантскую статую лежащего Будды, размером около 300 метров. Она намного больше двух высеченных в скале статуй, уничтоженных талибами четыре года назад. Об этом открытии и о роли провинции Бамьян в истории буддизма рассказывает главный редактор журнала "Буддизм России", кандидат исторических наук Андрей Тереньев. С ним беседует Александр Сергеев. Андрей Тереньев: Буддизм в Афганистане появился еще при жизни самого Будды. Два первых мирянина, которых Будда обратил сразу после просветления, идя в Сарнат, где он первую проповедь свою прочитал (то есть еще до первой проповеди), - это были два купца, их звали Тапас и Мхалика, из города Балхики (это современны Балх в Афганистане). И они учение Будды туда донесли. Даже если это сообщение считается не вполне достоверным, то, во всяком случае, у нас есть достоверные данные, что буддизм туда проник в IV-III веках до нашей эры. Китайский паломник Сю Ань Цзан, который посетил Бамьян где-то в начале VII века, сообщал, что встречавший его царь Бамьяна происходил из племени шакьев. Это было то племя, откуда, собственно, вышел и Будда Шакьямуни. Сведения Сю Ань Цзана служат для нас одними из наиболее надежных исторических источников, и он говорил, что именно в Бамьяне и правил потомок царя шакьев, и они туда пришли вскоре после жизни Будды. Александр Сергеев: В буддизме много направлений. А вот какое там все-таки укрепилось? И строители этих гигантских статуй к какому направлению принадлежали? Андрей Тереньев: В Бамьяне конкретно и вообще, надо сказать, на большей территории Индии очень большое влияние имела буддийская школа, которая называлась Локу Тара Вада. "Лока" - это мир, "Тара" - сверх, то есть это школа, которая говорила о сверхмирском. По учению школы Локу Тара Вада, те явления, которые мы видим сейчас в жизни, они не реальный, а реальны только внемирские явления. И вот Будда, по их мнению, полностью был не мирским существом; и чтобы это подчеркнуть, они строили гигантские статуи. Но и помимо этих статуй, в Бамьяне были тысячи пещер, в которых жили монахи, некоторых пещерах целые храмы располагались, и это на рубеже нашей эры. Представляете, каким крупным буддийским центром был Бамьян в то время. И очень приятно было узнать, что еще одну большую статую, самую, может быть, большую нашли в этом же районе. Александр Сергеев: Скажите, если у буддистов считается, что у них нет четких централизованных институтов, как, например, в христианстве, как организовывались тогда столь масштабные работы? Они ведь по масштабу, в общем, сравнимы со строительством пирамид. Андрей Тереньев: Если в буддизме не было общего руководящего центра, тем не менее, существовали отдельные школы, направления, в которых была централизация и власть. Кроме того, существовали крупные монастыри, у которых тоже были настоятели, которые аккумулировали денежные средства, которым цари делали пожертвования. Поэтому какие-то такого рода структуры и организовывали, наверное, это строительство. Александр Сергеев: В некоторых источниках утверждается, что в строительстве гигантских статуй в Бамьяне участвовали потомки греков, которые пришли с армией Александра Македонского. Насколько можно доверять таким утверждениям? Андрей Тереньев: Вы знаете, говорить точно, кто участвовал, сейчас, конечно, трудно. Но сама мысль совершенно верная. Ведь после Александра Македонского, который, кстати, пересек Гиндукуш, скорее всего, именно в районе Бамьяна, после этого на территории современного Афганистана и Пакистана осталось целое управлявшееся греками государство - Бактрия. Оно просуществовало почти два века. В Бактрии, которая была связана и с Индией, и с Грецией, очень неплохо знали о буддизме. Это заставляет нас несколько по-новому посмотреть вообще на историю древнего мира, в частности - дохристианскую историю. Может быть, может в какой-то степени служить косвенным подтверждением одна гипотеза, которую недавно высказал датский ученый Кристоф Линснер. Линснер утверждает, что обнаружил в Евангелии целые фрагменты, которые являются переводом древним санскритских текстов. Ну, я не берусь говорить, прав он или не прав, но, во всяком случае, греки о буддизме до нашей эры знали. Александр Сергеев: На сегодняшний день такого масштаба крупнейшие статуи имеют культовое значение для современного буддизма? Или это все-таки в большей мере историческое наследие? Андрей Тереньев: Для буддизма внешние предметы поклонения не играют такой важной роли, какую, может быть, они играют в некоторых других мировых религиях. Считается, конечно, что можно поклоняться статуям, священным изображениям, священным книгам, но обычно подчеркивается, что освоение учения Будды, то есть уничтожение омрачения, которое в тебе находится, имеет большее значение, чем такие внешние культовые действия. Конечно, буддисты все очень обрадуются, что нашли такую статую, и если бы был возможность ее посетить, то многие бы захотели туда поехать и поклониться этой статуе. Но принципиального значения, наверное, она все-таки не имеет.
Популярное
1
Руссо туристо облико морале. Елена Фанайлова – о жизни отдыхающих
2"До утра не доживете". Фильтрационный лагерь для украинцев в Беларуси
3Символ падения системы. В РФ хотят запретить гадание на таро
4Трех аккордов мало. Артемий Троицкий – о начале постпанка
5"Нитки воспоминаний". Выставка о женщинах в ГУЛАГе
6"Благодарные прямые наследники". Иван Пауков – о реституции