Ссылки для упрощенного доступа

Почему в Киргизии разлюбили Акаева


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие бывший спикер парламента Киргизии, профессор Бишкекского университета Метхан Шеримкулов.

Дмитрий Волчек: Что послужило причиной столь молниеносного переворота? Кто станет новым президентом страны? Что представляет собой киргизская оппозиция? Какая судьба ждет Аскара Акаева? Вот неполный перечень вопросов, которые мы сегодня затронем. В начале 90-х Аскар Акаев считался одним из самых прогрессивных и либеральных лидеров Центральной Азии и пользовался большой популярностью в стране. Что же произошло, почему сейчас бывшие соратники и поклонники Акаева называют его тираном и осуждают его режим?

Господин Шеримкулов, добрый вечер. Вы были спикером парламента в первые годы правления Акаева. Вы могли бы рассказать, как менялся режим в Киргизии в последние годы?

Метхан Шеримкулов: Да, действительно, становление киргизской национальной независимой государственности произошло на моих глазах, я тогда был спикером парламента. В 1990 году 15 декабря мы провозгласили и приняли декларацию о независимости, а 31 августа 1991 года объявили республику независимой Киргизской республикой. Это было огромное счастье для народа, который насчитывает свою историю две тысячи с лишним лет. И за все эти годы голубой мечтой киргизского народа было приобретение собственной государственности и объявления независимой киргизской государственности. Это было большое счастье. Во главе этого государства тогда встал молодой ученый, очень демократически настроенный, с хорошим образованием, получил образование в ленинградских вузах, там окончил аспирантуру, докторантуру. В общем, очень продвинутый молодой человек встал во главе нашего государства. Это была большая радость и для нашего государства, и для нашего народа. С именем Акаева было связано и стремление к лучшему, к обновлению и надежда на то, что наше государство станет одним из самых процветающих. Тем более наша республика в годы советской власти была неплохо развита, она индустриально-аграрная была. Акаев в первые же дни своего президентства обещал, что наша республика превратится в Швейцарию, передовую страну. Я считаю, что здесь ничего зазорного не было. Молодой президент разъезжает по разным странам, особенно развитым западным странам. Хотел, видимо, чтобы наша страна стала такой же демократической, с хорошей экономикой, образованными людьми, хорошей культурой и, главное, устоявшейся в собственной независимости. Однако, как мы видим, сегодняшний день показывает, что наши не только мечты и чаяния, но просто даже будни оказались настолько тяжелыми, что революция сегодня, в отличие от украинского варианта, в конце концов, вылилась беспорядки в кровопролитие. Нам не хотелось, но, увы, это случилось.

Дмитрий Волчек: Настораживает то, что большинство лидеров, пришедших сейчас к власти, так или иначе были связаны режимом Акаева. Множество высоких постов занимал Феликс Кулов, вплоть до поста вице-президента; Курманбек Бакиев был премьер-министром, Роза Отумбаева - министром иностранных дел.

Метхан Шеримкулов: Лица, которых вы перечислили, действительно были приближенными людьми, работали в команде Акаева. Все, чьи фамилии вы назвали, были выдвинуты на руководящие высокие должности именно самим Акаевым. Власть не вечна, и многие приходили, уходили. Но то, что вчерашние соратники встали в непримиримую оппозицию - это говорит о том, что Акаев их не только оттолкнул от себя, но и начал их преследовать. Например, Роза Отумбаева, она была вице-премьером одно время, министром иностранных дел, послом в Соединенных Штатах Америки, в Англии, представляла Киргизстан в международных организациях. И ее даже не допустили на последних выборах баллотироваться в депутаты под предлогами, что не имеет права претендовать на мандат. Я тоже был послом в Турции в последние годы, и меня не допустили и нескольких других дипломатов, которые вернулись, отстаивали Киргизстан за рубежом. Думаю, Акаев хотел укрепить свою власть навечно, видимо, и боялся, особенно в последние годы, возникновения все более и более подготовленных опытных оппонентов, которые могли претендовать на не меньшее влияние. Это с одной стороны. С другой стороны, Акаев в последние годы все больше и больше отрывался от нашей киргизской действительности. Он даже до последнего дня, до момента свершения нашей революции не верил в то, что люди могут выйти в Бишкеке на улицы и буквально в течение трех-четырех часов взять бастион власти - наш Белый дом, Дом правительства, где находится кабинеты и президента, и других руководителей.

Дмитрий Волчек: Я хочу дать слово нашему слушателю Александру из Петербурга. Добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. Во-первых, хотелось бы выразить восхищение киргизской революцией, киргизским народом. Потому что я человек, который достаточно холодно воспринял украинские события. Поскольку это была революция миллиондолларовых бизнесменов против миллиарддолларовых олигархов. Киргизскую революцию целиком принял сердцем. У меня простой вопрос. 9 долларов – это зарплата инженера, врача в Киргизии, 3 доллара – зарплата рабочего при таких богатствах Акаева. Вопрос: как сделать так, чтобы в Киргизии это больше не повторилось? Такая жутчайшая азиатская роскошь с одной стороны, нищета, с другой. У меня в голове не укладывается, это уже на уровне паранойи, как физик мог создать клан с таким богатством и не думать о стране, тем более страна с пятимиллионным населением. Я живу в Питере, у нас пять миллионов город. Ну клановость – это азиатское, на это можно списать, но, тем не менее, такая поразительная роскошь и наглость. И у меня это не укладывается, как интеллектуал, физик такое мог допустить. Вы можете что-то по этому поводу объяснить?

Метхан Шеримкулов: Я относительно паранойи, здоров или не здоров не могу, потому что такой диагноз пускай ставят врачи. Но вопрос очень интересный. Действительно, при годовом доходе на душу населения 264 евро в год – это доллар на человека в день. Может человек реально существовать? Поэтому люди оказались в совершенно беспросветном состоянии. Очень низкий жизненный уровень, огромная безработица, около миллиона человек, в основном молодые люди оказались уже за пределами нашей республике, в Казахстане, в России, в дальнем зарубежье в поисках работы. Из пяти миллионов почти миллион человек находится за рубежом, чтобы заработать на хлеб насущный. И в это же время семья Акаевых практически полностью узурпировала не только власть, но и богатство народа, богатство государства. К чему стремился Аскар Акаевич? Вы правильно сказали, что он такой умный человек, физик, ученый, доктор наук, профессор, академик и человек, казалось бы, с западным складом ума, получивший западное образование, несколько лет прожил и проучился в Ленинграде. Я просто удивляюсь, насколько в генах этого человека были заложены абсолютно отрицательные качества восточных купцов, деспотов, которые алчно смотрели на все лучшее, на чужое богатство. Если бы он нормально правил страной, нужно было бы поднять жизненный уровень населения и государство укрепить.

Вопрос, который меня больше всего волнует и больше всего беспокоит сейчас – это поставлена под большую угрозу экономическая и политическая независимость Кыргызстана. Мы говорили, что наша страна – это островок демократии в среднеазиатском регионе. Из этого островка, из этой демократии сегодня ничего не осталось. Разве в демократическом государстве может быть такое, что власть можно свернуть в течение нескольких часов. Где там демократия? Пустила ли демократия глубокие корни в народном сознании? Если мы были самым демократичным государством, мы бы никогда не пошли на такое свержение власти. И в первую очередь в этом я хочу обвинить Аскара Акаева, именно как президента. Нарушения и конституции, и законов, и моральной этики начал прежде всего он. По нашей конституции президентом человек может быть два срока по пять лет, он уже 15 лет почти. В этом году 27 октября исполнилось бы 15 лет его пребывания у власти. Неконституционным путем продлевает свои полномочия, различными референдумами и так далее, изменяет конституцию. Сам породил такое мнение у людей, что власти, оказывается, все можно. А раз власти все возможно, и с властью можно делать все, чтобы отстаивать свои собственные интересы. Это привело к тому, то народные массы, отчаявшиеся, дошедшие до крайней бедности, люди, которые не могут найти нормальную работу, люди, которые не могут нормально прокормить свою семью, вынуждены были выйти на улицу. Организаторами этих волнений послужили недавно прошедшие выборы в наш национальный парламент.

Дмитрий Волчек: Виктор из Москвы, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. Я, в отличие от предыдущего слушателя, который сказал, что горячим сердцем воспринял происходящее в Киргизии, испытываю настороженность и в части тех методов, которыми это было достигнуто. Вопрос такой: где гарантия, что следующий президент не будет таким же, как Акаев?

Дмитрий Волчек: Спасибо, за вопрос, Виктор. Кстати, у кого из кандидатов больше шансов победить на выборах 26 июня, как вы полагаете?

Метхан Шеримкулов: Я очень надеялся на Акаева, что как цивилизованный, воспитанный человек он оставит в нашей истории хорошие традиции. То есть традиции нормальной смены власти на основе конституции и законов. К сожалению, он не дорос до того уровня, не оправдал не только мои, но и надежды других людей, что у нас получится нормальная передача власти, когда придет к этому время. Акаев пришел именно на волне митинговой демократии 1990 году, именно на такой же волне – огромные массовые волнения, массовые митинги. Тогда старое руководство ушло. Акаев уходит на этой же волне. То есть традиции создаются не положительные, а отрицательные.

У кого больше шансов? Я думаю, человек пять-шесть постараются на первом этапе выдвинуть свои кандидатуры. Премьер-министр Курманбек Бакиев, он еще два года назад заявил о своих претензиях на президентский пост. Это, наверное, послужило отрицательному отношению к нему со стороны Акаева и его окружения. Думаю, еще немало руководителей различных партий, может быть люди, которые не состоят в партии, будут выдвигать свои кандидатуры. У кого больше шансов? Время покажет. Я думаю, более-менее кандидатура, которая раскручена, которая на слуху людей, поскольку заявил два года назад – это Курманбек Бакив. Поддержит электорат его, насколько поддержит, сможет он стать президентом или нет – во многом будет определяться, как он сейчас наведет порядок в республике.

XS
SM
MD
LG