Ссылки для упрощенного доступа

Экологическая группа "Экозащита!" утверждает, что госорганы России согласуют ввоз в страну двух партий зарубежного отработанного ядерного топлива


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Катыс.

Александр Гостев: Международная экологическая группа "Экозащита!" располагает документом, подтверждающим, что в настоящий момент государственные органы России согласуют ввоз в страну двух партий зарубежного отработанного ядерного топлива. 30 марта группа "Экозащита!" направила в Государственный экологический контроль обращение, в котором содержится требование отказать комбинату "Маяк" в разрешении на ввоз в Россию иностранных ядерных отходов.

С сопредседателем Международной экологической группы "Экозащита!" Владимиром Сливяком беседовала моя коллега.

Марина Катыс: Почему именно сейчас возникло это обращение?

Владимир Сливяк: Дело в том, что в распоряжение группы "Экозащита!" попал документ - заявка в Государственный экологический контроль на согласование в текущем 2005 году ввоза двух партий ядерных отходов - это отработавшее ядерное топливо из Болгарии и Украины, примерно по 30 тонн каждая партия. С появлением этого документа и связано наше обращение к Госконтролю, мы призываем его не согласовывать его заявку, то есть не разрешать печально известному ядерному комбинату "Маяк" принимать отработавшее ядерное топливо до тех пор, пока он не решит все экологические проблемы от переработки ядерных отходов. И также мы хотели бы, чтобы "Маяк" прекратил незаконный сброс радиоактивных отходов в окружающую среду.

Марина Катыс: В 2003 году, фактически два года назад, у производственного объединения "Маяк" уже отбиралась лицензия на переработку ОЯТ, потом она была возвращена. Что-то изменилось в смысле обращения с радиоактивными отходами на "Маяке"?

Владимир Сливяк: В 2003 году была надежда на то, что вследствие того, что у "Маяка" отобрали лицензию, что-то изменится. Однако все закончилось тем, что чиновника, который позволил себе соблюдать законодательство Российской Федерации, то есть лишить лицензии "Маяк", отправили в отставку, на его место назначили нового, более лояльного атомной промышленности, создали на бумаге некий план сокращения радиоактивных отходов, но этот план так и остался на бумаге. То есть на сегодняшний момент ситуация осталась ровно такая, какая она была и два года назад: "Маяк" продолжает сброс радиоактивных отходов, что нарушает законодательство Российской Федерации, а компетентные органы не предпринимают вообще никаких мер к тому, чтобы законодательство соблюдалось в Челябинской области.

Марина Катыс: А если говорить вообще о накопленных радиоактивных отходах на комбинате "Маяк", о каких цифрах может идти речь?

Владимир Сливяк: На сегодняшний день там накоплено колоссальное количество самых разных радиоактивных отходов, в разных формах, разного уровня активности. И общая радиоактивность этих отходов на сегодня уже превышает один миллиард кюри - это, для сравнения, примерно 20 чернобыльских выбросов вместе на небольшой территории в Челябинской области, в закрытом городе Озерск.

Марина Катыс: Каковы перспективы этого одного миллиарда кюри, что с ними планируется сделать? Ведь они же не могут храниться так, как они сейчас хранятся, бесконечно долго.

Владимир Сливяк: Они, безусловно, не могут так храниться, просто потому что на предприятии "Маяк" довольно скоро закончится место в хранилище, куда поступают новые радиоактивные отходы. Как мы видим, отработавшее ядерное топливо продолжает поступать в Российскую Федерацию на переработку из некоторых стран, и, таким образом, на "Маяке" накапливаются все новые и новые радиоактивные отходы. К большому сожалению, нет вообще никакого реалистичного плана обращения с этими радиоактивными отходами, их утилизацией, и нет, соответственно, финансирования, раз нет плана. И по сути, сегодня мы стоим перед перспективой, что радиоактивные отходы, как они раньше лежали на "Маяке", так они и будут лежать.

Хранилища не вечны, они рано или поздно начнут протекать. На все это нужно будет тратить новые и новые средства из бюджета. А экологическая катастрофа в Челябинской области будет по-прежнему разрастаться, потому что там есть несколько открытых водоемов, которые по сути уже являются не природными водоемами, а открытыми хранилищами радиоактивных отходов, то есть под открытым небом. Перспективы довольно неприятные, и именно чтобы начать как-то решать все эти проблемы, мы и обращаемся сегодня к Государственному экологическому контролю, с тем чтобы наконец прекратилась эта бесконечная пагубная практика наработки новых радиоактивных отходов, когда непонятно, что делать вообще с ними, что делать со старыми радиоактивными отходами. Необходимо когда-то это прекратить и начать решать экологические проблемы.

Марина Катыс: Если говорить о ближайшей перспективе, когда могут возникнуть действительно серьезные экологические проблемы, - это связано с весенним паводком. Поскольку многие водоемы производственного объединения "Маяк" являются действительно открытыми, просто накопители жидких радиоактивных отходов под открытым небом, ведь действительно существует угроза перелива и утечки этих радиоактивных отходов в связи с весенним паводком.

Владимир Сливяк: Действительно, такая проблема существует. Она существует не первый год, об этом известно практически всем компетентным органам Российской Федерации. Но то, что предпринимается, нельзя назвать никаким вообще разумным планом действий по решению этой проблемы. Около пяти лет назад губернатор Челябинской области посылал президенту Российской Федерации тревожное очень письмо о том, что такая проблема существует, ее необходимо срочно решать, но с тех пор, в общем-то, не было сделано никаких шагов конкретных к разрешению этой очень серьезной проблемы. Все ограничивается тем, что атомная промышленность предлагает построить новую атомную станцию около "Маяка" по особой конструкции, чтобы она могла выпаривать воду из этих открытых водоемов, и таким образом решить проблему. При этом совершенно непонятно, каким же образом проблема действительно решится. Даже если атомная станция будет построена, радиация никуда не исчезает. В плане, который предлагает атомная промышленность для решений этой проблемы, радиация просто, условно говоря, из вида жидких радиоактивных отходов превратится в газообразное состояние и попадет в атмосферу.

Марина Катыс: И если Государственный экологический контроль не отреагирует на обращение вашей группы "Экозащита!", какие вы планируете действия?

Владимир Сливяк: Мы довольно давно ведем кампанию против ввоза в Российскую Федерацию ядерных отходов. На сегодняшний момент в Российскую Федерацию поступают ОЯТ, но примерно на 80 процентов меньше, чем если бы экологические организации не вели активную работу против ввоза ядерных отходов в страну. И у нас запланирован ряд мероприятий в различных странах Восточной Европы в этом году, где мы будем направлять усилия на образование населения и политиков этих стран, с тем чтобы склонить их к тому, чтобы ядерные отходы в Россию больше не посылались. Безусловно, мы пытаемся работать и с российскими компетентными органами, но в сегодняшней России это крайне тяжело и практически не дает никакого результата – к сожалению, приходится это констатировать.

XS
SM
MD
LG