Ссылки для упрощенного доступа

Торжественные траурные церемонии, посвященные 60-й годовщине освобождения узников концлагеря Дахау


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.

Андрей Шароградский: В воскресенье 1 мая на территории бывшего концентрационного лагеря Дахау состоялись официальные торжественные траурные церемонии, посвященные 60-ой годовщине освобождения узников лагеря передовыми частями американской армии.

Ефим Фиштейн: Концентрационный лагерь Дахау печально известен не только своими бесчеловечными условиями, но и тем, что он был самым первым из мест заключения, куда гитлеровский режим первоначально помещал своих же неугодных граждан. Его смертоносная машина существовала так же долго, как и третий рейх. По образцу Дахау в годы Второй мировой войны создавались другие нацистские концентрационные лагеря. Здесь проходили подготовку и начинали свою карьеру многие коменданты других лагерей смерти. Дахау был построен по личному приказу Гимлера, бывшего в то время президентом полицейского управления Мюнхена. И уже в марте 1933 года сюда стали свозить со всей территории третьего рейха "чужеродные элементы". Впоследствии территория этого концлагеря, первоначально рассчитанного на 5 тысяч человек, расширялась, создавались новые придаточные корпуса и зоны. И когда 60 лет назад первые американские части ворвались на его территорию, там находилось около 30 тысяч изнеможденных узников.

На торжествах по случаю освобождения концентрационного лагеря Дахау побывал и наш мюнхенский корреспондент Александр Манхайм. Послушаем его репортаж.

Бывший узник Дахау: Пулеметная стрельба постепенно затихла, и через некоторое время в воротах лагеря с винтовкой в руках появился американский солдат. Он прошел несколько шагов и, робко озираясь, остановился. В этот момент тишина взорвалась. Из лагерных бараков с восторженным ревом ему навстречу хлынули массы узников, они начали обнимать солдата, бросать его в воздух. И вдруг со сторожевой вышки В по толпе заключенных ударил пулемет недобитого эсесовца.

Александр Манхайм: Это воспоминания очевидца, одного из узников, об освобождении и последних моментах существования концентрационного лагеря Дахау 29 апреля 1945. Наряду со многими другими на торжественной церемонии выступил также бывший узник различных нацистских концлагерей, ныне американский гражданин Джек Терри, доктор медицинских наук, психиатр по профессии. При освобождении концлагеря ему было 15 лет.

Джек Терри: Для меня, кого эсесовцы называли не иначе, как "грязный подонок", имеет особое значение и вызывает чувство удовлетворения тот факт, что сегодня я выступают перед аудиторией, состоящей преимущественно из немцев, которых я считаю своими друзьями. День освобождения 60 лет назад был для меня самым печальным днем в моей жизни. В этот день я с ужасом осознал, что я одинок, что я безродный, ничей. Мои отец и мать были уничтожены в Майданеке. Унтершарфюрер Райнхольд Файкс застрелил на глазах матери мою сестру. Моего брата убил украинский эсесовец.

Александр Манхайм: Тяжелыми и одновременно трогательными были встречи бывших узников концлагеря Дахау с детьми одноименного городка неподалеку от Мюнхена. Вот что на одной из таких встреч рассказала 16-летняя девочка Линда Краузе.

Линда Краузе: Я живу в городе Дахау со дня моего рождения, с 1989 года. Хотя это не совсем точно. Моя мама не хотела, чтобы в моей метрике, как клеймо, стояла запись: "Место рождения - Дахау", поэтому она специально поехала в роддом в Мюнхен. Через 45 лет после окончания войны моя мама все еще опасалась, что такая запись может отрицательно сказаться на моем жизненном пути. Общение, беседа с вами, ваша глубокая человечность принесли нам душевное облегчение. Мы поняли, что вы не возлагаете на нас ответственность за ваши страдания и унижения. Но одновременно это придало нам уверенность в необходимости приложить все усилия, чтобы подобное не повторилось. Как раз мы, немцы, должны осмысленно и критически подходить ко всему происходящему в мире. Это обязанность и долг нынешней молодежи.

Александр Манхайм: После выступления Линды Краузе и других детей на глазах у многих школьников и бывших узников концлагеря Дахау стояли слезы, некоторые открыто плакали. Ведь мысленно и те и другие чувствовали себя сверстниками.

Послушайте отрывок из моей беседы с бывшим узником концлагеря Петром Ипатьевичем Алексеенко. 14-летним мальчишкой его привезли в Германию на завод, на подневольные работы. За попытку бегства он был переведен в детский барак концлагеря Дахау.

Петр Алексеенко: С июня 1942 года по 29 апреля 1945 года сидел в Дахау. Все знаю, что там и где происходило. Вот это мое детство прошло там. И когда девчата выступали, молодежь выступала, они вроде бы какое-то соболезнование дают нам, что мы пережили, что мы перетерпели это. А что я перетерпел в Дахау, не могу рассказать. Я за три года был в камерах, был везде.

Александр Манхайм: Внукам своим, родственникам что-нибудь рассказывали о том, что вам пришлось пережить?

Петр Алексеенко: Очень даже много. Они даже не верили.

Ефим Фиштейн: Следует добавить, что в эти дни правительство земли Бавария и Международный комитет памяти жертв нацистских концлагерей пригласили на траурные церемонии и митинги выживших узников концлагеря Дахау. И со всего света на траурные торжества сюда прибыли около 350 бывших заключенных и подневольных рабочих. Некоторые из них приехали вместе со своими детьми и внуками.

XS
SM
MD
LG