Ссылки для упрощенного доступа

Вторая мировая война в исторической памяти поляков


Европейская история.

Андрей Шароградский: Польша - одна из стран, где Вторая мировая война оставила глубочайший след в исторической памяти. Собственно говоря, война началась именно здесь - 1 сентября 1939 года немецкие войска перешли польскую границу, а Англия и Франция, связанные с Польшей союзническими обязательствами, объявили Гитлеру войну. Однако союзники не оказали полякам никакой эффективной помощи, оставив Польшу на растерзание гитлеровских войск, к которым спустя некоторое время присоединилась и Красная армия, оккупировавшая восточные польские области.

Напомню, что за неделю до рокового 1 сентября 1939 года в Москве был подписан советско-германский пакт, получивший название «пакт Молотова-Риббентропа». Согласно этому документу, территория Восточной Европы была поделена на германскую и советскую сферы; в советскую, помимо Восточной Польши, вошли государства Прибалтики и румынская Буковина. За захватом Польши последовала трагедия в Катыни, уничтожение польских евреев, создание двух повстанческих армий - Армии Людовы и Армии Крайовы, Варшавское восстание, восстание в варшавском гетто, наконец, освобождение страны от немецких войск, которое, в конце концов, обернулась установлением просоветского режима.

А как сегодня поляки вспоминают то страшное время? Об этом наш корреспондент в Варшаве Алексей Дзиковицкий.

Алексей Дзиковцкий: «Итак - война. С сегодняшнего дня, все наши привычные дела и обязанности отходят на второй план. Все силы народа должны быть направлены на одно - мы все теперь солдаты. Думать надо только об одном - о борьбе до победного конца», - это архивная запись, датированная 1 сентября 1939 года. Польское радио объявляет о нападении немецких войск на Польшу. Чуть больше чем через 2 недели в тыл оставшимся без помощи союзников полякам ударят еще и советские войска.

Победа в этой войне для части поляков пришла в 1945 году, для части в 1990-м, когда Польша стала по-настоящему независимой, а многие тысячи ее не дождались вообще - погибли в сталинских лагерях или умерли в иммиграции, поскольку после долгих лет борьбы новая власть народной Польши посчитала их врагами народа.

Предательство 1939-го года, ставшее последствием пакта Молотова-Риббентропа, Катынь, Монте-Кассино, Варшавское восстание, Освенцим и Ялта - это, пожалуй, главное, что поляки помнят о торой мировой войне.

Гжэгож Карновский: Рано утром 2 сентября отец сказал нам, что их часть покидает гарнизон и направляется на Запад, так как на нас напали немцы и нужно постараться не подпустить их близко к Варшаве. Больше я отца никогда не видел. Я был тогда подростком, но помню, что когда через две недели стало известно о том, что на Польшу напали и с другой стороны, то офицер, товарищ моего отца, застрелился. А нам запретили выходить из квартир и даже окна открывать.

Алексей Дзиковицкий: Вспоминает Гжэгож Карновский, сын польского солдата, погибшего в первые дни войны.

Гжэгож Карновский: Мне запомнилась моя мама, которая, посадив меня в поезд - она отправила меня в деревню к тете, когда начались бомбежки, - так вот посадив меня в поезд, она вдруг вспомнила, что забыла дать мне на дорогу узелок с едой и хотела подать его в окно, но ее была огромная толпа и ее грубо оттолкнули.

Алексей Дзиковцкий: Не так давно в Польше отмечали 60-ю годовщину Варшавского восстания, десятки тысяч участников которого, так и не дождавшись помощи от стоящих на другой стороне Вислы советских войск, погибли в неравном бою с фашистами.

Страдания тех, кто остался после восстания в живых, с окончанием второй мировой войны не кончились. «До 1956 года их называли предателями польского народа, приспешниками Гитлера. Затем, после окончания периода сталинизма, обвиняли уже только командиров и лишь в 80-е годы все изменилось», - говорит историк Антони Дудек. Многие из участников восстания выехали из Польши.

Тадеуш Маевский: Я всегда хотел, чтобы о моих товарищах из Армии Краевой помнили в современной Польше и так теперь, к счастью есть. Ведь мы столько натерпелись в той войне. И с одним агрессором воевали и с другим за свободу нашего народа, затем восстание - море крови и что оказалось в результате - или лагерь или, если повезет, выедешь за границу. А это ведь были солдаты.

Алексей Дзиковцкий: Говорит Тадеуш Маевский, бывший солдат Армии Краевой. Тысячи солдат этой и других польских армий так и не дождались того, что результаты ялтинской конференции, после которой тысячи их товарищей оказались врагами народа, будут когда-нибудь осуждены основными ее участниками. Те, кто еще остался в живых, тоже, скорее всего, не дождутся. Разница в том, что теперь, в отличие от десятилетий существования ПНР, этого хотят и польские власти. Говорит Александр Квасьневский.

Александр Квасьневский: Нужно напомнить миру, что победа над фашизмом не всем принесла свободу. Некоторые народы, наоборот, на долгие годы потеряли независимость и возможность принимать суверенные решения.

XS
SM
MD
LG