Ссылки для упрощенного доступа

В Верховном суде Северной Осетии начался процесс по делу Нурпаши Кулаева


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Гогин.

Андрей Шароградский: В Верховном суде Северной Осетии сегодня начался процесс по делу Нурпаши Кулаева, единственного, согласно официальной версии, выжившего участника захвата школы номер 1 в Беслане в сентябре 2004 года. Кулаев обвиняется в целом ряде преступлений, в том числе в терроризме и убийстве. Напомню, что в результате теракта в Северной Осетии погибли более 330 человек. Это также только официальные данные.

Генеральная прокуратура России завершила следствие по этому делу в феврале этого года, в середине апреля состоялись предварительные судебные слушания. Сегодня суд приступил к рассмотрению дела по существу. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Сергей Гогин.

Сергей Гогин: Уголовное дело 24-летнего Нурпаши Кулаева было выделено в отдельное производство и расследовалось Управлением Генеральной прокуратуры России на Северном Кавказе. Суду предстоит изучить 105 томов уголовного дела. В качестве потерпевших проходят более 1300 человек, свидетелями обвинения выступят около 70 человек. Так что процесс обещает быть долгим. Ведет его председатель Верховного суда Северной Осетии Тамерлан Агузаров. Интересно, что свидетелей защиты в процессе вообще не будет.

Вот как о первом дне суда над Нурпаши Кулаевым рассказывал в прямом эфире корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Юрий Багров.

Юрий Багров: Продолжается зачитывание обвинительного заключения. Обвинительное заключение помещается в четырех томах, каждый из которых содержит около 240 страниц. Представители гособвинения во главе с заместителем Генерального прокурора на Северном Кавказе Николаем Шепелем постоянно меняются. Также присутствует первый помощник прокурора на Северном Кавказе Семисынова и первый заместитель прокурора республики Северной Осетии Черчесов. По полчаса каждый из них читает и передают слово друг другу.

Сергей Гогин: Нурпаши Кулаева обвиняют по восьми статьям Уголовного кодекса, среди них тяжкие и особо тяжкие - бандитизм, терроризм, убийство, покушение на убийство, захват заложников, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, незаконное хранение огнестрельного оружия. Подсудимому также вменяется в вину угон автомобиля, на котором боевики подъехали к школе. В ходе следствия Кулаев признал свою вину частично. Он заявил, что никого не убивал и убивать не собирался, а во время штурма здания школы стрелял только в воздух. Отрицает он и угон машины.

В обвинительном заключении говорится, что Нурпаши Кулаев вошел в преступную группу, состоящую из 30 с лишним жителей Чечни, Ингушетии и других субъектов Российской Федерации. Группа была сформирована для проведения крупномасштабного акта терроризма на территории Северной Осетии. По словам гособвинителя Николая Шепеля, теракт с захватом заложников в Беслане был спланирован лидерами боевиков Басаевым, Масхадовым, Хашиевым и подданным Саудовской Аравии Тауфиком аль-Джадани по кличке абу-Дзейб. Роль Кулаева в этом замысле была такая - вместе с другими членами банды блокировать здание школы и прилегающую территорию, захватить с применением оружия наибольшее количество заложников и насильственно удерживать их в здании.

По данным следствия, 3 сентября участники банды привели в действие два самодельных взрывных устройства в помещении спортивного зала. При попытке заложников покинуть помещение школы, а также во время вынужденного штурма Кулаев и другие члены банды произвели множество выстрелов по людям, в результате погибли 330 человек, включая заложников, сотрудников ФСБ и МЧС. Еще раз напомню, что подсудимый отрицает обвинение в убийстве.

Нурпаши Кулаев и его старший брат Ханпаши, убитый 3 сентября в Беслане, до мая 2003 года проживали в селе Старый Энгеной Ножай-Юртовского района Чечни. Потом братья перебрались в Ингушетию. По свидетельству милиционеров, младший Кулаев никогда не отличался ни умом, ни силой. Он доставлял продукты боевикам и на своей «Ниве» вывозил из лесов раненых бандитов.

Во время штурма школы в Беслане Нурпаши Кулаев выжил потому, что, переодевшись в тренировочный костюм, выбрался из здания, каким-то образом преодолел три кольца милицейского оцепления и спрятался под колесами Камаза, где укрывались от пуль местные жители. Кулаева якобы вычислили по недельной щетине и четкам, которые редко встречаются в Осетии. Люди готовы были растерзать боевика на месте. Тогда от расправы его спасли омоновцы.

И сегодня люди продолжают требовать самосуда над боевиком. Во Владикавказе приняты особые меры безопасности. Вот как об этом рассказывал в прямом эфире корреспондент Радио Свободы Юрий Багров.

Юрий Багров: Сегодня вся центральная часть Владикавказа была оцеплена милицией. Все улицы подъездные к зданию Верховного суда перегородили патрульные автомашины. На крышах разместились снайперы. У здания Верховного суда действительно стоят женщины в траурных одеждах, чьи дети погибли в бесланской школе. Некоторые из них сами были среди заложников. В руках они держат плакаты: "Кулаева, Дзасохова (это президент Северной Осетии), Андреева (это глава ФСБ Северной Осетии в дни бесланской трагедии) под суд". Люди возмущены тем, что их не пустили в здание суда. Они утверждают, что являются очевидцами всего происходящего тогда в дни трагедии. Они очень хотели бы присутствовать, но, к сожалению, судебные приставы их внутрь не пускают.

Сергей Гогин: До последнего момента было неясно, кто на процессе будет защищать Нурпаши Кулаева. На этапе предварительного следствия его интересы представлял государственный адвокат Умарбек Секоев. Потом он отказался от защиты, как и целый ряд частных адвокатов. Все они опасались, что не смогут жить в Осетии, если согласятся защищать террориста. Как пишет издание Газета.ру, защиту Кулаева хотели было передать чеченскому или ингушскому адвокату, но федеральные власти решили использовать суд для того, чтобы показать, что на Северном Кавказе нет межэтнических противоречий, и в конце концов представлять интересы Кулаева поручили молодому осетинскому адвокату Альберту Плиеву.

Андрей Шароградский: Добавлю, что процессе был объявлен перерыв. Рассмотрение дела продолжится 19 мая.

XS
SM
MD
LG