Ссылки для упрощенного доступа

Центр Украинской греко-католической церкви официально перенесен из Львова в Киев


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Владимир Ивахненко, священник Яков Кротов.

Андрей Шарый: Центр Украинской греко-католической церкви официально перенесен из Львова в Киев. Акциями протеста встречают переезд греко-католиков верующие Украинской православной церкви Московского патриархата и некоторые оппозиционные партии. Откроет тему киевский корреспондент Радио Свободы Владимир Ивахненко.

Владимир Ивахненко: С 21 августа официальная резиденция главы украинских греко-каталиков кардинала Любомира Гузара находится не во Львов, а в Киев. Этому событию вчера была приурочена торжественная литургия на месте строительства патриаршего собора Воскресения Христова. Обращаясь к более чем трем тысячам прихожан, кардинал Гузар сказал, что Греко-каталическая церковь после двух столетий вынужденного пребывания на Западе Украины возвращается в Киев.

Пикетами встретили торжества несколько сот верующих наибольшей на Украине канонической церкви Московского патриархата и представители некоторых пророссийских оппозиционных политических партий. Они требовали «остановить экспансию католицизма на православные земли». О том, почему в этой акции протеста принимали участие и активисты радикальной партии «Братство» говорит их лидер Дмитрий Корчинский.

Дмитрий Корчинский: Дело в том, что новая украинская политическая нация формировалась в борьбе с католической экспансией. Для нас это знаковые вещи. Наше национальное сознание опирается на воспоминания о таких личностях как Богдан Хмельницкий, Железняк и так далее. Если сюда сейчас возвращается униацкая метрополия, неясно за что умирали эти люди, неясно на чем мы теперь будем строить свое национальное сознание, неясно на что оно будет опираться. Именно поэтому мы принимали участие в этой акции - в защите православия.

Владимир Ивахненко: Греко-католическая церковь, признающая духовную власть и юрисдикцию Папы Римского, по численности прихожан третья на Украине. После длительного пребывания в подполье она была легализована почти 16 лет назад. С того времени резиденция предстоятеля греко-католиков находилась во Львове. Большинство прихожан этой церкви проживают в западных областях Украины. Тем не менее, как отметил кардинал Гузар, согласно церковному праву центр любой христианской или другой религиозной общины должен быть в столице. Глава украинских греко-католиков также заявил, что перенос его резиденции не следует рассматривать как захват чужой территории. Такие упреки содержатся в довольно резкой реакции Русской православной церкви. Она призвала Ватикан отменить решение о переносе центра украинских греко-католиков в Киев, подчеркнув, что этот шаг подрывает православно-католический диалог.

Говоря о политических аспектах этого конфликта, политолог Владимир Полохало обращает внимание на тот факт, что в отличие от Греко-католической Православная церковь Московского патриархата пыталась повлиять на результаты последних президентских выборов на Украине.

Владимир Полохало: После активного вмешательства Путина и Кремля в избирательный процесс, существует сегодня подозрение в том, что за активностью Русской православной церковью стоит официальная позиция Кремля. В Украине не только эксперты, но и многие образованные люди понимают, что церковь в России утратила, по сути, свою конституционную роль и является инструментом в различных геополитических и внутриполитических проектах Кремля. Поэтому с учетом того, что в Украине начинается активная фаза избирательной кампании (речь идет о парламентских выборах 2006 года) эти акции, в которых планировалось участие тысячи людей, они как бы прошли незамеченными для общественного сознания, хоть масс-медиа и освещали эти события. Мне кажется, что они даже преувеличивали их роль как события в политической жизни страны.

Владимир Ивахненко: Между тем отказаться от вмешательства во внутренние дела Греко-католической церкви призвали политиков украинские власти. Как заявил президент Виктор Ющенко, никто не имеет право указывать кукую веру исповедовать, и решать вместо самой церкви, где должен находится ее центр.

Андрей Шарый: Сейчас эфире автор и ведущий программы "С христианской точки зрения", священник Яков Кротов.

Яков, есть ли какой-то сакральный смысл в том, что центр греко-католического движения теперь будет не во Львове, а в Киеве?

Яков Кротов: Сакрального смысла ни в какой географии быть не может. Есть политический и есть земной смысл. Тем самым, греко-католики Украины подтверждают свое желание, свою решимость быть обычными православными людьми, которые живут, исходя из внутренних ресурсов, а не исходя из оглядки на силы века сего, как говорит апостол Павел. Живут, не спрашивая разрешения ни у кого, кроме собственной совести.

Андрей Шарый: У Русской православной церкви есть основания опасаться того, что с переездом в Киев что-то может измениться? Почему они так обостренно реагируют?

Яков Кротов: В данном случае нервозная реакция руководителей Московского патриархата и их представителей на Украине указывает не на то, что греко-католики делают что-то необычайное. Они абсолютно естественно себя ведут, помещая столицу своего патриарха в Киеве - это центр страны. А указывает на то, что Московская патриархия чрезвычайно все время чего-то боится. Как и всякий страх, этот страх обличает внутреннюю неуверенность, которая связана, видимо, с тем, что Московский патриархат предпочитает опираться на светскую власть. Опора эта дает большой ресурс, но, как говорится это не долговечный ресурс. Патриархия это чувствует. Поэтому она смертельно завидует тем, и смертельно опасается тех, кто живет, опираясь не на светскую, не на политическую власть, а на свою духовную жизнь, на обычную проповедь и так далее.

На церковь, которая растет снизу, а не сверху, Московская патриархия смотрит с большой опаской. Она и сама хотела бы расти снизу, а не получается. Греко-католики Украины являются в данном случае опасным конкурентом для церкви, которая пытается навязать себя через светскую власть. Она это делала на протяжении трех веков. Теперь вынуждена держаться этой модели и дальше.

Андрей Шарый: Велики ли канонические разногласия между греко-католиками и православными?

Яков Кротов: Все различие католиков и греко-католиков, в том числе и православных, сводится к вопросу - а есть ли между ними различия? Владимир Сергеевич Соловьев в конце XIX века говорил прямо, что нет никаких канонических и догматических различий между католиками и православными нет и не может быть по определению. Потому что католики и православные могут быть разъедены только Вселенским собором. Нет Вселенского собора, нет зафиксированных различий. Те различия, которые есть, это все земное, материальное, различия культурные, различия языка богословов, но не различия веры. Те православные, которые настроены агрессивно или хотя неприязненны по отношению к чужим, те уверены, что есть огромные различия не только между греко-католиками и православными, но и между православными московскими и старообрядцами. Здесь уже господствует большевистско-сталинская логика, по которой единство - внутреннее и духовное - должно выражаться в абсолютной моногенности, унитарности, стандартности и внешнего поведения и слов и речей.

Андрей Шарый: Яков, сейчас есть какой-то межцерковный диалог между представителями греко-католиков и Московским патриархатом?

Яков Кротов: Я не слыхал про такой диалог. В течение последнего года, особенно последних трех-четырех месяцев Московская патриархия фактически ни разу не обратилась к греко-католикам Украины, к самому патриарху Гузару, а все время обращалась в Ватикан. Здесь опять советская логика. Можно общаться и решать вопросы только на своем уровне, а наш уровень планетарный и вселенский. Поэтому патриарху Алексию с патриархом Гузаром разговаривать нечего, это мелкая сошка. Мы прямо к Папе обращаемся. Это политически оказался расчет неверный, потому что Папа Бенедикт повел себя точно также, как Папа Иоанн Павел II, то есть поддержал греко-католиков.

XS
SM
MD
LG