Ссылки для упрощенного доступа

Арестованнных Пикассо и Сезанна отправят на склад


Максим Ярошевский, Москва

Дмитрий Казнин, Санкт-Петербург

Швейцарская полиция и таможня по запросу компании Noga арестовали коллекцию французских картин из Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Российский МИД заявил, что прилагает все возможные усилия, чтобы разблокировать коллекцию, страховая стоимость которой превышает сумму в миллиард долларов. Всего швейцарские власти арестовали 54 полотна французских живописцев. По данным Министерства иностранных дел, заблокированы шесть грузовиков с картинами: один - в Женеве, три - в Базеле и два - в Мартини. О задержанной в Швейцарии коллекции картин рассказала директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова: «Все это дело находится в руках Министерства иностранных дел и соответствующего федерального агентства Министерства культуры, задействованы все возможные каналы для того, чтобы все-таки произведения из нашего Музея вернулись в Москву. На выставке 54 картины французских художников, начиная с XVII века и до начала ХХ века. Такие великие имена как Буше, Эдуард Мане, Клод Моне, Ренуар, Матисс, Пикассо, Ван Гог, Сезанн, Гоген - это совершенно замечательная коллекция. В настоящее время она должна была вернуться в Москву».

Россия сочла претензии компании Noga беспочвенными, но глава компании Нессим Гоан (Nessim Goan) подал в суд на российское правительство. Бывший вице-премьер правительства России Александр Шохин в эфире радио «Эхо Москвы» рассказал о суде между компанией Noga и российским правительством: «Мы наняли ведущие юридические фирмы, ведущих аудиторов, которые сами сделали выверку документов. Они как раз пришли к выводу, что не было никакого кредита со стороны Гоана. Более того, Россия ничего не должна Гоану. Мы подали встречный иск в 1994 году. Но когда Стокгольмский арбитраж рассматривал этот вопрос в 1997 году, он признал, что мы ничего не должны за исключением одного эпизода в соглашении с Гоаном. Там было записано, что если Гоан (фирма Noga) нарушает свои обязательства, то российская сторона все равно обязана поставлять нефть и нефтепродукты. И вот поскольку с момента подачи иска в суд и до разрыва соглашения с ним прошло какое-то время, там набежали требования к нам в 20 миллионов долларов по этой, мягко говоря, неудачно составленной норме статьи соглашения. К этой сумме еще добавили какие-то набежавшие к моменту заседания Стокгольмского арбитража санкции, штрафы, пени и так далее. В итоге Стокгольмский арбитраж присудил нам выплату 50 миллионов долларов».

Сотрудник Петербургского Государственного Эрмитажа Лариса Корабельникова припомнила аналогичные инциденты: «Я скажу по опыту, что это бывает. Из-за этого, например, у нас не состоялась выставка картин года три-четыре назад - там были вещи, на которые претендовали, по-моему, родственники. Это были не наши вещи. Экспонаты арестовали, а выставка должна была переехать в Россию, но так и не приехала. Такие вещи случаются, и это очень прискорбно. Если это станет постоянной практикой, мы просто не сможем возить друг к другу выставки и показывать картины».

Однако, по словам Ларисы Корабельниковой, арест произведений искусства - достаточно редкое явление в мировой практике: «Это случается достаточно редко. В разных странах разные законодательства, и где-то можно такой арест наложить, а в некоторых странах нельзя. Есть гарантии разного типа. Есть гарантии государственные, когда вещи едут на выставку и государство дает гарантии, что они вернутся обратно, что у них такого случиться не может. Мы всегда требуем самых высоких гарантий, иначе просто наши картины никуда не везем».

Но чтобы картины, арестованные в другой стране, не возвращались на родину, такого специалисты Эрмитажа не помнят. При этом произведения искусства из московских музеев арестовывали и раньше.

По информации Роскультуры, если арест картин в ближайшее время снят не будет, все грузовики разгрузят и полотна разместят на складах в Швейцарии.

XS
SM
MD
LG