Ссылки для упрощенного доступа

Вышла книга о кругосветном путешествии 800 детей в 1918-1920 годы


Татьяна Вольтская, Санкт-Петербург

В Петербурге, в издательстве «Азбука» вышла книга Владимира Липовецкого «Ковчег детей, или Невероятная одиссея» - о кругосветном путешествии 800 детей в 1918-1921 годы. Это были дети, которых отправили из голодного Петрограда на Урал. Они не сумели вернуться домой из-за гражданской войны, и были спасены двумя офицерами-добровольцами Американского Красного Креста.

Кругосветное путешествие 800 детей

Летом 1918 года из голодного Петрограда отправили подкормиться на Урал 800 детей от 5 до 15 лет. Осенью они должны были вернуться, но путь преградила гражданская война. Еще в поезде их тревожили разъезды казаков, места, где они останавливались, переходили из рук в руки, свистели пули, и на глазах у детей, то вешали пленного, то забивали прикладами раненого. Владимира Липовецкий пишет в книге: «То, что они увидели, было ужасным. В нескольких метрах от них лежала лошадь впряженная в санитарную двуколку. Брюхо ее было распорото взрывом гранаты. От вывалившихся кишок шел пар. Рядом с лошадью уткнулся головой в землю санитар. На самой повозке, опрокинувшись навзничь, лежала с распростертыми руками сестра милосердия. Белая повязка и косынка с красным крестом без единого пятнышка, зато пониже креста, на лбу виднелась рана с запекшейся кровью. Страшная эта повозка, трупы лошади, мужчины, женщины, заставили детей оцепенеть, застыть на месте. Никогда их уже не покидало жуткое это видение»

Детскую колонию разбросали по селам и деревням. Чтобы выжить зимой им приходилось и побираться, и тяжко трудиться. Весной 1919 года их спасением занялись два офицера-волонтера американского Красного Креста – банковский служащий Барел Бремхол и журналист Ралли Алан. Беду чужих детей они восприняли, как свою, и пообещали, во что бы то ни стало, вернуть ребят домой. Возвращение обернулось трехлетним кругосветным путешествием. От Урала до Владивостока, затем, на японском судне «Юми Мару» до Сан-Франциско, оттуда в Нью-Йорк, где детей принял американский президент Вудро Вильсон, затем через Атлантику во Францию, и уже оттуда - в Финляндию. Дети были в Финляндии 3 месяца - с октября 1920 года по февраль 1921 года, и эти три месяца шла передача детей небольшими группами через границу. Барел Бремхол и Ралли Алан простились с детьми и 50 с лишним лет не знали о них ничего.

Встреча полвека спустя

До семидесятых годов эта история была неизвестна в Советском Союзе. Случайно узнал о ней моряк и журналист, океанолог и ихтиолог, участник двух кругосветных рейсов Владимир Липовецкий: «В 1978 году мы ловили рыбу у берегов Аляски и Калифорнии. Мы зашли в Сиэтл. Когда лоцман поднялся по штормтрапу у него в руках была газета «Сиэтл Таймс». Заголовки на первой полосе сообщали о том, что на улице Вантармер-авеню в собственном доме зверски убиты Барел Бремхол и его жена Оливия. Убийцей оказался сосед - молодой человек. Помешанный. На следующий день я впервые узнал о том, что этот человек некогда спас 800 детей. В 1972 году за 6 лет до того, как его убили, он поехал в Москву как турист и пошел, конечно же, в исполком советского Красного Креста. Он говорит: «50 лет назад мы спасли 800 детей», - а эту историю никто не знает. И не случайно. Американцы-спасители - это никому не нужно было. Бремхол говорит с руководителями нашего Красного Креста, а они на него смотрят, как на идиота. И он с туристической группой едет в Ленинград, ходит по улицам, по Невскому, вглядывается в лица пожилых людей. Детям-то – уже под 70, а ему – под 80. Но никто его не узнал. Когда он вернулся в Сиэтл, его познакомили с женщиной, русской по происхождению, профессором Вашингтонского университета Легой Саган. И она ему сказала: «Не расстраивайся. Я думаю, что будет некий случай, который нам поможет».

Легой Саган сама организовала этот случай. Она добилась встречи с двумя советскими журналистами, и в газете «Правда» появилось несколько строк о человеке, спасшем 800 русских детей.

Владимир Липовецкий продолжает свой удивительный рассказ: «Эти несколько строк были замечены теми, кого спас Бремхол. Они начали бомбить Красный Крест и газету «Правда»: «Мы хотим видеть нашего крестного отца». И Барел Бремхол был приглашен Красным Крестом Советского Союза. Ему вручили самую высокую награду - «Почетный знак». Он поехал в Петербург, где 200 человек собрались в Доме Дружбы. Не только колонисты, но и их дети и внуки. В зале был и хореограф Леонид Якобсон – он тоже был среди спасенных Бремхолом детей. Но он никогда не рассказывал об этом путешествии даже своей ученице Майе Плисецкой, к ее немалому удивлению. Они встретились. Постаревшие дети приготовили для своего наставника подарки. Это были наши небогатые пенсионеры. Но они подарили ему палехские шкатулки, а его жене – пуховые оренбургские платки. А он подарил им нечто особое: наперсток, цент и спицу. Это действительно были подарки, напоминавшие те далекие годы».

История книги

Когда Владимир Липовецкий в 1978 году вернулся из экспедиции в Советский Союз его ждали письма из Ленинграда: «Владимир Абрамович, нам сообщили из Сиэтла, что Бремхол убит. Мы не можем поверить. Не за что было убивать этого святого человека. Мы вас умоляем, приезжайте в Ленинград, расскажите нам истину».

Владимир Липовецкий поехал в Ленинград и рассказал все, что знал. Его приглашали домой. Ему рассказывали и рассказывали историю этого путешествия. Он стал записывать эти рассказы. Потом он начал работать в архивах. И его захватила эта работа.

О путешествии 800 детей вокруг света предполагалось снять фильм. Но это так и не удалось. И только теперь, когда все обитатели «Ковчега детей» уже умерли, наконец, вышла эта книга. На презентацию пришла дочь одного из спасенных – Любовь Леонидовна Данилова: «Это – история о величайшем милосердии, которое объединило людей разных рас, разных национальностей в борьбе за спасение этих детских жизней».

Конечно, это история о милосердии, но это и история о горчайшей несправедливости судьбы – рассказ о человеке, который спас 800 детей, а погиб от руки сумасшедшего соседа.

XS
SM
MD
LG