Ссылки для упрощенного доступа

Поиск счастья в отдельно взятом английском городе


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.

Андрей Шарый: Чаще всего в канун Нового года люди желают друг другу счастья и здоровья. Незадолго до Нового года счастье стало объектом необычного эксперимента в Великобритании. В течение трех месяцев команда ученых, состоявшая из психолога, социолога, психотерапевта, социального работника, экономиста, пыталась повысить уровень счастья в небольшом типично английском городе. О том, что из этого вышло, рассказывает корреспондент Радио Свобода в Великобритании Наталья Голицына.

Наталья Голицына: В качестве объекта для эксперимента английские ученые выбрали небольшой городок Слау, расположенный неподалеку от Лондона. Об итогах эксперимента они рассказали в 4-серийном документальном фильме, показанном по британскому телевидению. В Слау были отобраны 50 добровольцев из разных социальных групп. На них испытывались различные способы обретения счастья, при этом сам уровень счастья замерялся с помощью различных методик, в том числе и нейрофизиологических. Добровольцев просили делать довольно странные на первый взгляд вещи. К примеру, танцевать в супермаркетах или лесу, посещать кладбища, сажать деревья или цветы. После каждого такого действа у них измерялось ощущение счастья. По ходу эксперимента ученые выяснили, что счастливым человека могут сделать многие простые и общедоступные вещи.

Обобщив трехмесячный опыт поисков счастья, они составили рекомендации для тех, кто хочет стать счастливым, назвав их «10 шагов к счастью». Вот эти 10 рецептов – посадите дерево и вырастите его, в конце каждого дня подсчитывайте свои добрые дела (их должно быть не менее 5), еженедельно разговаривайте не менее часа с вашими любимыми, позвоните другу, с которым долгое время не общались и назначьте с ним встречу, ежедневно доставляйте себе удовольствие и насладитесь с ним, хотя бы раз в день как следует посмейтесь, три раза в неделю делайте получасовую зарядку, хотя бы раз в день улыбнитесь незнакомцу или поздоровайтесь с ним, вдвое уменьшите время у телевизора, ежедневно доставляйте кому-нибудь приятное.

О счастье, о его предпосылках и об умении быть счастливым мы говорим с одним из руководителей эксперимента по обретению счастья, психологом Ричардом Стивенсом. Из вашего эксперимента следует парадоксальный вывод о том, что человек может сам регулировать и контролировать состояние счастья?

Ричард Стивенс: Абсолютно верно. Каждый из нас не похож на другого, но у всех нас есть определенный потенциал развития того, что в нашем эксперименте мы называем счастьем. У счастья твердая биологическая основа. Уровень счастья зачастую зависит оттого, насколько счастливы были ваши родители и родители ваших родителей. Счастье зависит также от разного рода бытовых условий нашего существования, скажем, оттого, какой суммой денег мы обладаем, в каком обществе живем и тому подобное. Мы обладаем способностью непосредственно контролировать значительную часть – до 30 процентов составляющих счастье элементов. Наши намерения, то, как мы думаем, как действуем, все в определенной степени поддается контролю.

Наталья Голицына: Многие связывают счастье с высокой зарплатой или крупным выигрышем. Какое отношение это имеет к счастью?

Ричард Стивенс: Деньги имеют довольно сложное отношение к счастью. Чтобы чувствовать себя счастливым, нужно иметь определенный уровень дохода. Трудно быть счастливым в состоянии, когда нас постоянно озадачивают проблемы – где взять денег на пропитание или на оплату жилья. В таких ужасных обстоятельствах очень трудно повысить уровень счастья. Очевидно, что деньги играют определенную роль в ощущении счастья. Однако лишь до определенного уровня. В Британии этот уровень будет равен примерно доходу в 14 тысяч фунтов в год. Более высокий доход будет оказывать уже незначительное влияние на ощущение счастья. Если вы посмотрите на статистику большинства европейских стран за последние 20 лет, то уровень дохода населения там значительно вырос, однако уровень счастья в этих странах не изменился. Из этого можно сделать вывод, что деньги сами по себе счастья не приносят. Деньги дают возможность почувствовать себя в более приятной ситуации, чем окружающие нас люди. Однако если у вас имеются более существенные основания для счастья, то деньги уже не играют столь большой роли.

Наталья Голицына: Иван Тургенев был убежден, что счастье без любви невозможно. Вы согласны с этим?

Ричард Стивенс: Думаю, что отношения между людьми играет решающую роль для обретения счастья. Наш эксперимент показывает, что хорошие отношения (я даже не имею в виду отношения с партнером, а отношения с друзьями, с окружающими и даже с незнакомыми людьми) очень важны для повышения уровня счастья. Я имею в виду просто способность улыбаться другим, контактировать с ними, быть открытыми для них. Я согласен с тем, что любовь важнейшее условие счастья, причем любовь в самом широком смысле – любовь друг к другу.

Наталья Голицына: Другой великий русский писатель Лев Толстой полагал, что счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные семьи несчастны по-разному. Так ли это, на ваш взгляд?

Ричард Стивенс: Я бы согласился со второй частью этого утверждения. Думаю, что несчастье принимает множество разных форм в семьях. Не могу согласиться с первой частью этой тирады. На мой взгляд, счастливые семьи также могут быть счастливы по-разному.

Наталья Голицына: Похоже, что вы предлагаете один и тот же рецепт счастья всем людям. А между тем, каждый счастлив на свой лад.

Ричард Стивенс: Мы не пользовались одним рецептом в нашем исследовании. Мы предлагали множество рецептов. Люди различные. И то, что работает в отношении одного, может не сработать для другого. Вот один из примеров нашего подхода к этой проблеме. Я все время хотел дать понять нашим добровольцам, какое это преимущество просто чувствовать себя живым человеком. У меня создалось впечатление, что для многих из них жизнь кажется скучноватой, бесцельной, слегка банальной. В процессе реализации нашего проекта, я как-то привел их на местное кладбище. Мне хотелось заставить их поразмышлять о смерти, заставить ощутить, что в данный момент они живы. Мы все сталкиваемся со смертью в разного рода обстоятельствах. Думаю, что ощущение того, что мы живы, что просто существуем, увеличивает наш уровень счастья. Люди, столкнувшиеся со смертью во время несчастного случая или заболев смертельной болезнью, особенно остро это ощущают. В таких случаях они находят свою предыдущую жизнь просто восхитительной, полной огромных возможностей, важным подарком судьбы. В этом и заключается смысл посещения кладбища. Это прекрасно сработало примерно для трех четвертей тех, которых я туда привел.

Наталья Голицына: Профессор Стивенс, вы знаете, как стать счастливым. А удалось ли вам сделать счастливым самого себя?

Ричард Стивенс: Во мне неизбежно происходят колебания. Временами я чувствую себя более счастливым человеком, временами менее. Я нахожу довольно забавным, когда мне приходится замерять собственный уровень счастья, используя 10-балльную шкалу, особенно когда выясняется, что мой уровень счастья не превышает 4 или 5 баллов, но в целом я счастлив, особенно я был счастлив в этом году. Надо признать, что работа над этим исследованием увеличила мой собственный уровень счастья.

XS
SM
MD
LG