Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Американцы расплачиваются с государством. Новый закон о банкротстве


Юрий Жигалкин: Сегодня американцы расплачиваются с государством. Справедлива ли американская налоговая система? Виртуальную долговую яму предусматривает новый закон о банкротстве. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».

15 апреля - дата, которую каждый американец помнит столь же хорошо, как День Независимости. Это ежегодный крайний срок расплаты с государством, каждый житель страны должен отправить по почте свои налоговые декларации до полуночи. Среднестатистический американец отдаст в этом году федеральной и штатной казне около трети своих доходов, впрочем, многие из налогоплательщиков считают своим священным долгом заплатить государству поменьше, причем на вполне законных основаниях.

Ян Рунов: Одни скрывают доходы, пытаясь уплатить как можно меньше, но при этом понимают, что нарушают закон, а другие делают это из принципа, утверждая, что налогообложение антиконституционно. Либо что федеральный налог должны платить только федеральные служащие. Либо что чаевые должны быть освобождены от налогов. На всё это глава Налогового управления Марк Эверсон говорит, что никакие принципы не спасут неплательщика от суда. Тем более что есть вполне узаконенные хитрости, благодаря которым разрешается снижать доход, облагаемый налогом. Это списания, связанные с переездом в другой город, с профессиональными расходами, с тратами на бензин, на медицину, на деловые встречи и многое другое. Но интересно, что отношения между американским налогоплательщиком и государством изначально недружественны. Кое-кто даже сомневается в праве государства взымать налоги.

Барбара Андерсон, директор массачусетской организации «Граждане за ограничение налогов и правительства», говорит...

Барбара Андерсон: Формально у нас никогда не был принят закон о государственном, то есть федеральном налогообложении, который бы был ратифицирован всеми штатами, как это должно быть. Однако это не мешает любому человеку попасть в тюрьму за неуплату налогов. Есть люди, которые не хотят, чтобы их налоговые деньги шли на неправедные, с их точки зрения, дела: скажем, на аборты, на поддержание ООН, на войну и т.д. Иногда правительство пытается найти компромисс, отказываясь, например, оплачивать аборты из налоговой казны. К сожалению, основная часть налоговых денег идёт на содержание государственной бюрократии. Словом, отношения между налогоплательщиками и правительством достаточно враждебные, но правительство первое начало.

Ян Рунов: В борьбу между казной и налогоплательщиками часто вмешивается суд и расставляет всё по своим местам.

Как сообщает генеральный прокурор Бруклина, обвинения в сокрытии доходов и уклонении от уплаты налогов предъявлены двум русским ресторанам на Брайтон Бич. Ресторан «Атлантик Грилл» обвинён в подделке бухгалтерских записей и недоплате налогов в течение последних пяти лет. Ресторан скрыл 85% своего дохода. Владельцы ресторана «Династия» на Брайтон Бич Авеню показали доход за 9 месяцев менее чем 27 тысяч долларов, хотя на самом деле доход был 344 тысячи.

В Цинцинатти пять налоговых консультантов и ещё один в Колорадо арестованы за то, что помогли своим богатым клиентам скрыть доход и недоплатить государственной казне 20 миллионов долларов.

Если в России есть поговорка: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся», то в Америке говорят: «Только две вещи неизбежны: смерть и налоги».

Юрий Жигалкин: Почему, в общем, законопослушные американцы пытаются играть с налоговой инспекцией? Этот и другие вопросы налогообложения я обсудил с профессором экономики Михаилом Бернштамом.

Михаил Бернштам: Дело в том, что любая налоговая система искажает рыночные отношения по чисто техническим причинам, это открыл нобелевский лауреат по экономике Джеймс Тобин. Дело в том, что все публичные расходы, скажем, на оборону, это крупные расходы, которые покрывают миллионы людей, тогда как налоги собирают с индивидуумов. И поэтому непонятно, что нужно индивидууму, а государство делает крупные расходы. Соответственно, люди понимают, что иногда они платят за то, чего они не хотят, а иногда то, чего они хотят, они не получают, хотя они платят.

Юрий Жигалкин: Как вы считаете, насколько далека от идеальной американская налоговая система?

Михаил Бернштам: В налоговом отношении - нет, в отношении государственного регулирования, наверное, да. В налоговом отношении все складывается исторически. Американцы приняли перед первой мировой войной подоходный налог. Подоходный налог, с одной стороны, лучше, чем налог на добавленную стоимость, существующий в Европе, потому что его каждый чувствует. Налог на добавленную стоимость - невидимый, люди не знают, сколько с них берут. Но с другой стороны, подоходный налог во всех отношениях неудачен, он несправедлив, он неэффективен, он искажает действительность, а дальше начинаются всякие послабления, из-за этого возникают такие проблемы. То, что люди сберегают себе на пенсию, освобождается от налогов, а то, что они просто сберегают, не освобождается от налогов, то, что они кладут себе на медицинские расходы, в одних случаях освобождается от налогов, а в других нет. Получается, как президент Джимми Картер сказал в конце 70-х годов, американская налоговая система - это позор человеческой расы. Возможно, президент Картер, как поэт, несколько преувеличил, но, действительно, система малопривлекательна.

Юрий Жигалкин: А как вы относитесь к масштабным попыткам американцев, скажем так, сыграть с налоговой службой в прятки?

Михаил Бернштам: Я часто даю людям советы, совершенно бесплатно, ко мне приходят многие иммигранты, я помогают иммигрантам из Конго, из Никарагуа, из других стран, и я им даю очень простой совет: поступайте честно, поступайте в рамках закона. Я им помогаю какими-то деталями. Но при этом, конечно, максимум того, что вы можете сделать для себя, чтобы освободить себя от налогов, делайте. Если у вас есть престарелая бабушка, которая находится у вас на иждивении, берите налоговую скидку за эту престарелую бабушку.

Юрий Жигалкин: Теперь вкратце о новостях дня и о легендарном, но малоизвестном блюзовом музыканте.

Члены Палаты представителей Конгресса одобрили в четверг новаторское законодательство о банкротстве, которое предусматривает нечто вроде виртуальной долговой ямы для сравнительно состоятельных банкротов. Дело в том, что существующие законы позволяют американцам объявлять себя банкротом, списывать практически все существующие долги и, отделавшись легкими неудобствами в основном морального плана, начать зарабатывать деньги как ни в чем не бывало. Некогда само понятие банкротства считалось постыдным, но в последние десятилетия, как жалуются кредиторы, все большее число американцев начали прибегать к этой уловке, чтобы не возвращать долгов и поделать с неплательщиками ничего нельзя. Новый закон затронет ежегодно от тридцати до двухсот тысяч человек, чей доход превышает среднестатистический заработок в их штате. Они, по решению, судьи будут обязаны возвращать кредиторам, по крайней мере, по сто долларов в месяц. Это решение уже вызвало шумное негодование либеральных общественных организаций, считающих, что такой закон был принят под давлением финансовых институций и ударит по самым малообеспеченным американцам, которые перебиваются от зарплаты до зарплаты. Сторонники закона уверяют, что он приведет в чувство злостных банкротов, в том числе мультимиллионеров, вбивающих деньги в недвижимость, которая защищена от захвата кредиторами, а затем объявляющих себя банкротами.

Шесть с половиной миллиардов часов потратят в этом году американцы на оформление своих налоговых деклараций. В стране, где граждане ценят свое время почти как деньги, федеральная налоговая служба создала целый департамент, его цель - сократить бюрократические требования к заполняющим даже самую простейшую налоговую форму. В этом году, например, налоговая служба намерена сэкономить налогоплательщикам по несколько минут на заполнении документов, упростив процедуру переноса крайнего срока уплаты налогов. Сейчас, по подсчетам организаций защиты потребителя, средний американец тратит почти двадцать семь часов на подготовку декларации, по сути, несколько дней. Это, считают они, неприемлемая для страны обуза. И с ними, если верить опросам общественного мнения, согласны почти все. Президент Буш назвал реформу системы налогообложения одним из приоритетов своего второго президентского срока.

В эти дни музыкальный мир скорбит. В возрасте 80-ти лет умер легендарный блюзовый пианист Джонни Джонсон, имя которого только было вписано в символический «Зал славы рока».

Рая Вайль: О Джонни Джонсоне, оставившем после себя десятерых детей, можно рассказывать бесконечно. Жизнь у него была богатая, все в ней было, и хорошее и плохое, не случайно его частенько называли «бэд бой», а рок-звезда 50-60-х годов Чак Берри, с которым Джонни много лет вместе работал, даже посвятил ему свою классическую теперь уже песню «Джонни Би Гуд», то есть "Джонни, будь хорошим". Произошло это, правда, уже после того, как они расстались, и Джонни даже подал в суд на Чака Берри, требуя компенсации в миллионы долларов за то, что Берри его использовал, нигде не указывая, что ему, Джонни Джонсону принадлежит соавторство многих хитов, приписываемых Чаку Берри. Судья тогда отверг иск за давностью лет, на том дело и кончилось. Но многочисленные поклонники виртуозного пианиста знают, что в сотрудничестве этих двух музыкантов Джонни был не только исполнителем, но и автором, и вдохновителем всей группы. Для тех, кто не знает, Джонни Джонсона еще недавно называли живой легендой. Он считался одним из лучших блюзовых музыкантов мира и одним из отцов-основателей рок-н-ролла. Сам он рассматривал свой талант как божественный дар, которым, как он считал, надо делиться с людьми, а не погрязать в собственной жадности. А талант у него был. В четыре года Джонни уже подбирал ноты, к семи играл сложные композиции Каунта Бэйси, в девять выступал на местной радиостанции в своем родном городке Фэйрмонт в штате Вэст Вирджиния, а в средней школе основал собственную группу и стал ее лидером. Но только в 52-м году, когда он обосновался в Сан-Луисе, в Калифорнии, Джонни пережил опыт, который навсегда изменил его музыкальную карьеру. В канун Нового года заболел один из членов его группы, и Джонни позвонил за помощью к гитаристу, которого ему рекомендовали. Этим гитаристом был 27-летний маляр Чак Берри. Короче, встреча оказалась судьбоносной, и вскоре они стали вместе писать песни. Почему Джонни Джонсон не получал авторских кредитов, когда сотрудничал с Чаком Берри, непонятно. Скорее всего, учитывая его характер, ему тогда это было попросту не нужно. Но старые музыканты знают, что такие хиты, как «Мейбелин», и многие другие, которыми прославился Чак Берри, на самом деле были написаны им в соавторстве с Джонни, для которого музыка была главной страстью жизни. Я помню времена, когда давал по 100 шоу в 101 день, - сказал в одном из своих последних интервью Джонни Джонсон. - Я мог играть в любое время, в любом месте и с любым музыкантом...

Многочисленные композиции Джонни Джонсона исполняли все известные музыканты - от Элвиса Пресли до Ната Кинг Кола. Но есть среди них несколько вещей, которые Джонни любил петь сам, одновременно аккомпанируя себе на рояле.

XS
SM
MD
LG