Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Главная героиня скандала в тюрьме "Абу-Грайб" признает свою вину. Пять стран, в их числе Россия, губительны для журналистов. Американская армия готова принять на вооружение роботов


Юрий Жигалкин: Главная героиня скандала в тюрьме "Абу-Грайб" признает свою вину. Пять стран, в их числе Россия, губительны для журналистов. Американская армия готова принять на вооружение роботов. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.

Одна из главных героинь шумных разоблачений фактов издевательств над заключенными в багдадской тюрьме "Абу-Грайб", бывшая охранница рядовая Линди Ингланд, признала себя виновной. В ближайшие дни ей будет вынесен приговор. Это лишь один из множества судебных процессов, начатых по следам событий годичной давности. С подробностями Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов, Вашингтон: Линди Ингланд - одна из семи охранников тюрьмы "Абу-Грайб", привлеченных к ответственности за бесчинства, граничащие с пыткой. Достоянием гласности эти действия стали 28 апреля прошлого года, когда телекомпания CBS показала фотографии издевательств над узниками. По снимкам было видно, что унижение заключенных доставляет охранникам явное удовольствие. Линди Ингланд, в частности, позировала с собачьим поводком, надетым на шею заключенного. Публикация фотографий нанесла огромный моральный ущерб силам коалиции и образу Америки во всем мире. Министр обороны Дональд Рамсфелд заявил Конгрессу, что он несет полную ответственность за случившееся и готов подать в отставку, если таково будет решение президента.

Дональд Рамсфелд: Господин председатель, господа члены комитета, в последние дни развернулась бурная дискуссия о том, кто должен отвечать за чудовищные действия, имевшие место в тюрьме "Абу-Грайб". Эти события произошли в моем ведомстве. Как министр обороны, я несу за них полную ответственность.

Владимир Абаринов: Но президент жертвы не принял, и тогда министр пообещал тщательно разобраться в инциденте.

Дональд Рамсфелд: Моя обязанность - установить, что произошло, сделать так, чтобы виновные предстали перед правосудием, и принять необходимые меры к тому, чтобы этого больше не случилось.

Владимир Абаринов: Линди Ингланд пошла на признание своей вины по нескольким пунктам обвинения по рекомендации своих адвокатов, заключивших досудебную сделку с прокурорами в обмен на более мягкое наказание. Согласованный тюремный срок стороны не разглашают. Теперь военное жюри присяжных должно вынести приговор, который может быть мягче указанного в соглашении сторон, но не может быть более суровым. Возможно, суд учтет в качестве смягчающего обстоятельства и тот факт, что Линди Ингланд недавно разрешилась от бремени. Младенец, которого она родила - сын другого охранника, инициатора преступных развлечений Чарльза Грейнера. В январе этого года Грейнер был приговорен к 10 годам лишения свободы. Ребенок был зачат в тюрьме "Абу-Грайб". Грейнер не отрицает своего отцовства, но вместо Ингланд он женился на другой сообщнице, Меган Амбул, которая уволена из армии, но тюремный срок не получила. На церемонию бракосочетания, которая состоялась две недели назад, жених прибыть не смог по причине тюремного заключения - Грейнера заменял, по его доверенности, другой мужчина. Возможно, ревность сыграла свою роль в деле Ингланд: на судебных слушаниях она показала на Грейнера как на зачинщика издевательств над арестантами. В настоящее время шестеро из семи членов преступной группы признали свою вину. Суд над седьмым, сержантом Сабриной Харман, начнется на будущей неделе.

Юрий Жигалкин: Россия вкупе с Ираком, Бангладеш, Колумбией и Филиппинами стала одной из самых губительных для журналистов стран. В понедельник американский Комитет защиты журналистов обнародовал список из пяти стран, которые, по мнению комитета, стали «странами-убийцами» журналистов. В самой опасной стране мира - Филиппинах - за последние пять лет от рук убийц погибли 18 журналистов, в России жертвами заказных убийств стали 7 человек, гибель еще 4 журналистов могла стать результатом их профессиональной деятельности. Что объединяет эти пять стран, ставших смертельно опасными для журналистов? Я задал этот вопрос Энн Купер, исполнительному директору Американского комитета защиты журналистов.

Энн Купер: Расследуя эти случаи, мы обнаружили очень сходные обстоятельства: жертвами убийц становятся репортеры, расследующие коррупцию в коридорах власти, те, кто пишут о преступности, контрабанде наркотиков и о различных повстанческих группах. Еще один показательный факт: многим из убитых неоднократно угрожали смертью, то есть, убийцы чувствуют себя совершенно уверенно, действуют дерзко.

Юрий Жигалкин: Называя эту пятерку стран «странами-убийцами», вы явно вносите в число ответственных за уничтожение журналистов и власти этих государств?

Энн Купер: Серьезная проблема состоит в том, что почти никто из убийц журналистов не понес наказания. Иногда полиция задерживает покушавшихся, но ни в одном из случаев следствие не вышло на заказчиков убийств. А государство несет ответственность за совершение правосудия. И в этом смысле правительство разделяет ответственность за безнаказанную гибель людей. Мы уверены, что если бы эти преступления расследовались должным образом, число атак на журналистов уменьшилось бы.

Юрий Жигалкин: Интересно, получали ли вы ответы от российских властей на свои запросы по поводу расследования дел об убийствах журналистов?

Энн Купер: Нет. Мы выступали с многочисленными протестами и призывами к российскому правительству. Мы работаем в контакте с американскими и дипломатами других стран, пытаясь организовать давление на российские власти, но они ни разу прямо не отзывались на наши призывы.

Юрий Жигалкин: Как вы оцениваете ход расследования убийства редактора российского издания «Форбса» Пола Хлебникова?

Энн Купер: Несомненно, это расследование ведется боле энергично, чем другие, подозреваемые арестованы, но скепсис по поводу доведения дела до конца остается. Ведь даже если эти люди, в самом деле, убили Пола, очень сомнительно, что они заказали и спланировали убийство.

Юрий Жигалкин: Это была Энн Купер, исполнительный директор Американского комитета защиты журналистов, который назвал Россию одной из пяти стран губительной для репортеров.

Коротко о некоторых из новостей дня и о том, какие сюрпризы врагам на поле боя готовит Пентагон.

Впервые за почти четыре года, прошедшие со времени терактов 11 сентября, американские официальные лица заговорили о снижении угрозы террористических атак на территории Соединенных Штатов. Непоименованный источник газеты «Вашингтон Пост» в американских антитеррористических службах рассказал о том, что число заслуживающих доверия сведений о готовящихся в США терактах упало наполовину в сравнении с ситуацией двухлетней давности. Американские аналитики считают, что это результат смены "Аль-Каидой" своих акцентов. Вместо того чтобы рисковать людьми и деньгами, проникая через все более укрепляемую границу США, и вербовать сторонников в неблагоприятных условиях внутри страны, террористическая сеть бен Ладена бросает силы на ведение террористических атак в Ираке и Европе. Вместе с тем, американские официальные представители не дают воли оптимизму, говоря о слабых местах в антитеррористической обороне: все еще открытые для проникновения границе и на юге и на севере, а также ненадежно охраняемые химические заводы США.

Штат Флорида предпринял в понедельник крайние меры борьбы с сексуальными преступниками. Губернатор штата Джеб Буш подписал закон, предусматривающий обязательное длительное тюремное заключение - от 25 лет до пожизненного - для сексуальных маньяков, осужденных за растление детей, не достигших 12 лет. Этот законопроект был оперативно предложен легислатурой штата после двух убийств, потрясших штат. В марте две девочки 9 и 13 лет были убиты сексуальными маньяками, отсидевшими свой срок и вышедшими из тюрьмы. Новый закон предусматривает неотступный контроль за бывшими заключенными, осужденными за сексуальные преступления, он предписывает обязательную их регистрацию в местных полицейских участках. А те из них, кто был досрочно выпущен из тюрьмы, будут обязаны носить до конца своего условного срока специальные электронные устройства, которые будут постоянно передавать информацию об их местопребывании.

В поисках решения проблемы безопасности своих солдат, Министерство обороны США все чаще обращается к роботам. Журнал «Тайм» в статье «Игрушка для Пентагона» описывает закрытый показ такой техники, регулярно устраиваемый Пентагоном.

Ян Рунов: Дистанционно управляемый мини-танк с шестью видеокамерами дневного и ночного видения предназначен для поиска бомб и мин на автодорогах, для выискивания вооруженных людей в толпе. Беспилотный мини-вертолет способен доставлять грузы. Каждые два года, начиная с 1996 года, когда 19 американских солдат были убиты и сотни ранены в Саудовской Аравии, Министерство обороны США приглашает на военную базу Морской пехоты в Виржинии сотни различных частных компаний, которые демонстрируют новинки своей военной роботехники, цель которой - сохранение жизни солдат. В течение трех дней фирмы демонстрируют свои новинки. Одни показывают усовершенствованные цементные бункеры и переносные бомбоубежища. Другие привозят машины для ускоренного заполнения песком заградительных мешков. У третьих есть акустический снайпер, который с помощью восьми микрофонов по звуку выстрела находит замаскировавшегося вражеского снайпера. Если демонстрационный товар нравится представителям Министерства обороны, заказ должен быть доставлен в течение 90 дней. Так недавно было заказано 2 тысячи пуленепробиваемых и спасающих от шрапнели костюмов для солдат, ведущих пулеметный огонь из автомобиля. Эти пулеметчики чаще других получают ранения от шрапнели. Некоторые из таких новинок уже на пути в Ирак.

Научный сотрудник организации «Глобал Секьюрити», специалист по космической и стратегической технологии Чарльз Вик говорит, что в американской армии используются различные едущие, плавающие и летающие роботы все больше и больше. Со времени войны в Персидском заливе в начале 90-х годов стали применять их смелее. Этот тип военной техники чаще нужен для очень рискованных разведывательных и других операций, в которых лучше обойтись без человека.

Чарльз Вик: Нет, это, конечно, не похоже на беспилотные самолеты, которые теперь идут почти с конвейера. Но работы по выпуску таких роботов начались еще в разгар Холодной войны в 60-х годах. Их давно применяют в программах исследований космического пространства, а теперь и в борьбе с терроризмом. Роботы стали незаменимы на ядерных электростанциях, ибо работают там, где человеку появляться опасно. Чем дальше, тем больше места будут занимать роботы в военных операциях, это, несомненно.

XS
SM
MD
LG