Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Мать погибшего солдата требует встречи с Бушем. Объективна ли американская пресса в освещении иракских событий? Белый дом утверждает первого шеф-повара страны


Юрий Жигалкин: Мать погибшего солдата требует встречи с президентом Бушем. Объективна ли американская пресса в освещении иракских событий? Белый дом утверждает первого шеф-повара страны. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».

Мать, потерявшая сына на войне в Ираке, уже вторую неделю продолжает антивоенную демонстрацию вблизи ранчо президента Буша в Техасе. К ней присоединились несколько десятков сторонников. Женщина продолжает требовать личной встречи с президентом. Её действия вызвали эмоциональную реакцию в Соединенных Штатах.

Ян Рунов: Синди Шихэн требует, чтобы президент сам лично объяснил ей, чего ради погиб её сын, 24-летний Кэйси. Основанный ею палаточный городок на пути к ранчо Джорджа Буша разросся, сейчас там насчитывается более ста человек. Когда в воскресенье 60 из них провели молебен, житель соседнего дома Ларри Мэтлейдж, находясь на своей территории, сделал два предупредительных выстрела в воздух. В его дом бросились полицейские и сотрудники секретной службы, но не арестовали Мэтлейджа.

Ларри Мэтлейдж: Я симпатизирую их требованиям. Каждый гражданин Америки имеет право устраивать демонстрации протеста. Но если даже твой родственник, слишком задерживается у тебя в гостях, ты хочешь, чтобы он, наконец, уехал к себе домой, не так ли?

Ян Рунов: 48-летняя Синди Шихэн намерена оставаться в этом палаточном «Лагере имени Кейси», как она его назвала в память о сыне, до тех пор, пока президент Буш не встретится с ней или не закончит свой месячный отпуск. Она в первый день своего протеста уже встретилась с двумя представителями администрации Буша высокого ранга, но это её не удовлетворило. Недостаточно было и того, что Буш в своей речи выразил ей свою симпатию, соболезнование по поводу гибели сына.

А вот мнение политического стратега Республиканской партии Эда Роджерса.

Эд Роджерс: Она, конечно, заслуживает уважения, но с каждым днём она превращается в обычного представителя антивоенного движения, даже несколько карикатурного. Теперь возле её лагеря проходят контрдемонстрации, сосед открывает пальбу в воздух, голливудские знаменитости выражают ей поддержку. Её личная драма потерялась в этой леволиберальной суете.

Ян Рунов: Когда она начала свою демонстрацию, это выглядело как смелое желание одинокой солдатской матери высказать свою собственную правду президенту. В её лице, впервые с начала Иракской войны, появился конкретный, видимый символ протеста. Одни тут же встали на её сторону, другие считают этот протест сфабрикованным либеральными кругами и оплаченным ими. Выяснилось, что, действительно, некоммерческая организация «Тру Маджорити», созданная на деньги Бена Коэна - совладельца компании «Бен энд Джерри», выпускающей мороженое, оплатила работу компании «Фентон Коммюникейшнс», нанятую для привлечения внимания прессы к протесту Синди Шихэн. Либеральная организация «Мув-Он» уплатила Синди Шихэн в прошлом году миллион долларов, чтобы та публично обвинила президента в обмане страны ради вторжения в Ирак.

Синди Шизэн: Вы лгали нам. И из-за вашей лжи мой сын погиб. Вы говорили, что он погиб за благородное дело. Какое дело? Господин президент, я хочу сказать вам прямо в глаза, как мне тяжело...

Ян Рунов: Сама Синди не скрывает, что стремится привлечь внимание прессы и обещает, что, если Буш не встретится с ней в Техасе, она поедет за ним в Вашингтон и будет продолжать демонстрацию возле Белого дома. Она уже заявила, что не будет платить налоги и что требует импичмента Буша.

Другой её сын Энди прислал ей по электронной почте письмо, в котором просит её вернутся домой.

Юрий Жигалкин: Многие управляющие американскими компаниями получают необоснованно высокие зарплаты, утверждают эксперты. Они провели анализ уровня вознаграждений, выплачиваемых руководителям банков, и обнаружили, что в то время, как средняя зарплата глав банков составляет два-три миллиона долларов, услуги управляющих могут стоить банкам до двенадцати миллионов в год. И это, по словам экспертов, непомерные вознаграждения.

Что же американские эксперты считают справедливым уровнем компенсации труда крупного руководителя? Я задал этот вопрос аналитику организации "Эс-Эн-Эл Рисерч" Джону Маккьюну.

Джон Маккьюн: Он в основном определяется, на наш взгляд, двумя показателями - уровнем роста курса акций компании, который зависит от роста производства и производительности труда, и уровнем дивидендов. То есть, успех любого руководителя и его зарплата в нормальной рыночной системе определяется тем, как зарабатывает компания, и тем, как она делится доходами с акционерами.

Юрий Жигалкин: Как говорят американские финансовые эксперты, если судить по этим критериям, немалая часть американских крупных управляющих получает зарплату, что называется, не по заслугам. Хотя в последнее время советы директоров компаний, определяющие зарплату руководителей, стали действовать с оглядкой на акционеров, открыто возмущающихся тем, что заметный процент выручки фирм идет на оплату услуг руководства.

А что можно сказать об оправданности заработков руководителей российских компаний? Говорит содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалл Голдман.

Маршалл Голдман: Мы не знаем, каков уровень зарплат подавляющего большинства российских управляющих. Очень трудно найти достоверную информацию о заработках директоров банков, но можно, думаю, сказать почти наверняка, что их зарплаты едва ли удовлетворяют критериям рыночного успеха. Если мы возьмем, к примеру, российскую банковскую систему, то даже самые крупные банки не выполняют одной из важнейших банковских функций - кредитования мелкого и среднего бизнеса. Существующее кредитование зачастую служит для вознаграждения друзей и близких, а не для стимулирования экономики и зарабатывания прибыли. Мелкое предпринимательство в России производит лишь от 12 до 15 процентов валового национального продукта. В Европе это 50 процентов, в США - еще выше. Когда капитал, как в России, сосредоточен в руках ограниченного круга людей, у них нет стимула бросать деньги на развитие мелкого бизнеса.

Юрий Жигалкин: То есть, иными словами, вознаграждение крупных управляющих в России определяет, скорее всего, не рынок, а они сами?

Маршалл Голдман: Все очень похоже на это, в некоторых случаях это так. К сожалению, невозможно говорить об этом с уверенностью, поскольку информации об их заработках нет.

Юрий Жигалкин: Ну а в том, что касается чрезмерных, по мнению аналитиков, зарплат президентов и управляющих американскими компаниями, то американские акционеры начали требовать от советов директоров умерить запросы руководителей. В одном случае дело дошло до суда. Но судья решил, что компания «Дисней» законно выплатила 140 миллионов долларов заплаты и компенсаций бывшему директору компании, проработавшему на этой должности лишь четырнадцать месяцев.

Редактора ведущих американских газет впервые выразили сомнение в том, что американская пресса освещает ситуацию в Ираке сбалансированно и объективно. Они даже собирались в редакции «Нью-Йорк Таймс» для того, чтобы обсудить, как расширить поток информации из Ирака, основным источником которого для американской прессы является агентство "Ассошиэйтед Пресс". Прямым поводом для неожиданных сомнений, как признают сами редакторы, стала мощная кампания некоего анонима, который забросал редакции газет электронными письмами с вопросами: "А знаете ли вы, что 47 стран открыли свои посольства в Багдаде? А знаете ли вы, что американская армия заново отстроила 3100 школ в Ираке?" Редакторы, судя по всему, этого не знали. Почему? Этот вопрос они задали руководству "Ассошиэйтед Пресс". Представители новостного агентства сказали о том, что они освещают ситуацию в меру сил и по возможности, не подвергая риску жизнь репортеров, которых совсем немного в Ираке - около тридцати. Их передвижение по стране сильно ограничено, а информация о терактах и их жертвах наиболее доступна. Информационное агентство пообещало свои подписчикам, что раз в десять дней оно будет распространять масштабный обзор иракских событий.

Годовалые дети были не допущены на посадку в самолеты в американских аэропортах, потому что их имена оказались в списке потенциальных террористах. В секретном списке, подготовленном и постоянно обновляемом американскими спецслужбами, как говорят, более 100 тысяч имен. Многие из имен и фамилий распространены и не сопровождаются никакой личной информацией об опасном человеке. В результате жертвами борьбы с террором в воздухе стали не только годовалая дочь Ингрид Санден или одиннадцатимесячный сын Сары Запольски, которых не допускали в самолет без предъявления свидетельств о рождении и долгих опросов родителей, но и сенатор Эдвард Кеннеди, конгрессмен Джон Льюис и другие знаменитости. Критики тайных списков террористов заявляют, что ситуация абсурдна. Авиакомпании говорят, что правительство требует от них однозначной бдительности. Представители агентства по обеспечению безопасности полетов говорят, что согласно новой инструкции, дети до двенадцати лет должны допускаться на самолет без дополнительных проверок и обещают, что в ближайшее время будет введена в действие более эффективная система отслеживания потенциальных террористов.

В понедельник одной из главных новостей дня стало известие о том, что впервые шеф-поваром Белого дома назначена женщина - иммигрантка из Филиппин. Событие это оказалось богатыми на оттенки: политические - Ассоциация женщин-поваров громко приветствовала уважительное отношение президента к правам женщин-поваров, и культурно-кулинарные - впервые за десятилетие президент отказывается от французского акцента на первой кухне страны.

Аллан Давыдов: Со времен четы Кеннеди в Белом доме господствовала классическая французская кухня. Билл и Хиллари Клинтон положили этой традиции конец и перешли на кулинарные стили различных регионов Америки. Полгода назад первая леди Лора Буш решила опять сменить гастрономический курс. В результате изнурительного конкурса выбор был сделан в пользу Кристеты Камерфорд, которая прекрасно разбирается как в европейской, так и в американской кухне. У нее - университетское образование в области пищевых технологий и опыт работы в крупнейших ресторанах Вены и Вашингтона. Последние десять лет она была помощником прежнего шеф-повара Уолтера Шейба. В чем же будет состоять ее новая роль? Об этом я спросил заместителя пресс-секретаря первой леди Питера Уоткинса.

Питер Уоткинс: Госпожа Камерфорд будет отвечать за приготовление еды для президента, его супруги и детей, а также для их гостей. Она будет составлять меню и руководить президентской кухней во время государственных обедов, светских мероприятий, рабочих ланчей в Белом доме, а также приемов, которые устраивает госпожа Буш. Крис будет командовать пятью штатными поварами Белого Дома. Во время важных событий поваров будет приглашаться гораздо больше.

Аллан Давыдов: Как выбирали Кристету?

Питер Уоткинс: Окончательное решение по ее найму приняла миссис Буш. Это произошло после того как несколько месяцев рассматривались заявлений со всей страны. Крис временно работала за шеф-повара и была в числе наиболее возможных кандидатов. Решающим испытанием для нее стало приготовление официального государственного обеда для премьер-министра Индии Манмохана Сингха. После чего Лора Буш предложила взяла ее на эту должность.

Аллан Давыдов: То есть, президент в таком важном вопросе полностью доверился первой леди?

Питер Уоткинс: (Смеется) Думаю, он просто уважает мнение супруги и считается с ним.

Аллан Давыдов: В самом деле, ну кто, пускай даже и президент Соединенных Штатов, устоит перед охлажденным супом из спаржи с лимонным кремом, жареным палтусом с имбирно-морковным маслом, рисом басмати с фисташками и смородиной, овощами с пряными травами и салатом-латуком с цитрусовым соусом! Именно это предложила вкусить индийскому премьеру с его свитой Кристета Камерфорд. Кстати, нынешняя президентская чета, в отличие от предыдущей, редко проводит государственные обеды и торжественные приемы. И многие асы поварского искусства считают, что для реализации творческого вдохновения и крупных заработков Белый дом - не идеальное место по сравнению с прославленными ресторанами.

Питер Уоткинс: Скорее так оно и есть. Хотя, судя по горе заявлений на должность президентского шеф-повара, многие рассматривали этот шанс как уникальный в своей карьере. Что касается зарплаты, то руководитель кухни Белого дома - это прежде всего госслужащий, и за свой труд он получает чуть меньше, чем виртуозы частного кулинарного бизнеса, - всего от 82 до 100 тысяч долларов в год.

Аллан Давыдов: Сегодня в Белом доме затишье, президент с супругой отдыхают в Техасе. Их новый шеф-повар Кристета Камерфорд тоже в отпуске. В сентябре наступит новый политический и кулинарный сезон.

Юрий Жигалкин: В заключение рубрики «Сегодня в Америке» - еще о пристрастиях президентов. Президентская библиотека Билл Клинтона выпускает компакт диск с записями его любимых мелодий. Президенту саксофонисту-любителю, как утверждают биографы, ближе всего джаз. Композиция «Моя единственная любовь» Джона Колтрейна будет на этом диске президента Клинтона.

XS
SM
MD
LG