Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. "Большая семерка" обеспокоена рекордными ценами на нефть. Можно ли укротить ураган?


Юрий Жигалкин: "Большая семерка" обеспокоена рекордными ценами на нефть. Можно ли укротить ураган? Таковы темы уик-энда в рубрике "Сегодня в Америке".

Рекордные цены на нефть и как с ними бороться - этим вопросом задались на встрече в Вашингтоне министры финансов и главы Центральных банков стран - членов "Большой семерки".

Аллан Давыдов: В то время как министры финансов стран "Большой семерки" ждали открытия встречи, из Пекина пришла неожиданная новость. Народный банк Китая объявил о расширении торгового коридора юаня к недолларовым иностранным валютам с 1,5 процента до 3 процентов. Присутствовавший на вашингтонской встрече управляющий Народным банком Китая Джоу Сяю Чуань отказался комментировать последний шаг Пекина, однако аналитики считают, что данный шаг просчитан для того, чтобы смягчить давление "Большой семерки", требующей от Китая более энергично реформировать свою валюту. Соединенные Штаты приветствовали действия Китая, направленные на рост гибкости валютного юаня, пожелав только, чтобы этот рост был более стремительным. Американские официальные лица утверждают, что стоимостью юаня сильно занижена на фоне огромного положительного торгового баланса Китая. Требуя от Китая изменения его валютной политики, Соединенные Штаты стремятся уменьшить свой торговый дефицит в отношениях с этой страной и защитить американскую экономику от усиливающейся конкуренции со стороны китайских производителей. Ранее Народный банк Китая подчеркивал, что валютная политика будет строиться исключительно исходя из интересов Китая, а не под давлением США. По мнению китайских финансистов, существенное повышение курса юаня, который жестко привязан к курсу доллара, не решит проблем американской экономики, поскольку стоимость рабочей силы в Китае в 30 раз ниже, чем в США. В настоящее время торговый дефицит Соединенных Штатов составляет 592 миллиарда долларов, то есть примерно 5 процентов от стоимости всей американской экономики. Бюджетный дефицит Соединенных Штатов составляет 413 миллиардов долларов.

Другой важнейшей темой дискуссии министров финансов "Большой семерки" в Вашингтоне стал рост цен на нефть. Глобальный характер этой проблемы подчеркивался тем, что министры "Большой семерки" перед началом работы провели встречу с представителями стран крупнейших развивающихся рынков: Бразилии, Индии, Китая, России и Южно-Африканской республики. В ходе встречи министры указали на важность рыночного регулирования цен на нефть и на нежелательность ограничения цен на бензин или субсидирования со стороны правительства. Судя по всему, США и европейцам не удалось достичь полного согласия в вопросе об обуздании цен на нефть. Администрация Буша отстаивает меры, которые увеличили бы поставки нефти и покончили с перебоями в этих поставках. Большинство же европейцев призывают к сокращению потребления углеродного топлива. Такая разница в подходах отражает давние трансатлантические разногласия в вопросе о глобальном потеплении.

Юрий Жигалкин: О встрече министров финансов и глав Центральных банков "Большой семерки" рассказывал Аллан Давыдов.

Пока растущие цены на энергоносители заметно не отразились на здоровье американской экономики, но, судя по заявлениям представителей западных столиц, они обеспокоены как никогда - и тем, что такие цены обещают их собственным странам, и еще больше тем, что они обещают развивающемуся миру.

Чем вызваны эти опасения? Мой собеседник - профессор Стэндфордского университета Михаил Бернштам.

Михаил Бернштам: Мир справился с повышением цен на нефть. Но ожидалось, что увеличение производства, в частности в Саудовской Аравии, и плюс ожидание, что увеличится производство в России, позволяли сглаживать подъем цен на нефть. Сейчас, когда страны ОПЕК, Саудовская Аравия и другие, добывают на пределе своих возможностей, а в России оказалось, что возможности добычи особенно расти не будут, то дальнейшее повышение цен на нефть в результате увеличения спроса в Китае и в Индии, в общем, может отрицательно сказаться на мировой экономике.

Юрий Жигалкин: Профессор, это предчувствуют многие, в том числе и российские власти, объявившие недавно об ограничении цен на энергоносители в России. Интересно, что "Большая семерка" призвала страны не поддаваться именно такому соблазну - соблазну манипулирования ценами на топливо. Как вы считаете, работоспособна ли такая мера в российском случае?

Михаил Бернштам: Она не работоспособна, она очереди вызовет и все. А в России главная проблема сейчас, что добывается нефть примерно на уровне 1977-78 года, то есть примерно 450 миллионов тонн. А предел, который был в конце 80-х годов, в 1988-89-ом, почти 600 миллионов тонн. То есть Россия еще до сих пор не вышла на тот уровень, на котором она была в 80-е годы. И проблема заключается в том, что нет стимулов, что когда производство нефти росло, начиная с 1999 года и по сегодняшний день, оно росло исключительно за счет возобновления тех скважин, которые были. Дальнейшей разведки нет, инвестиции не происходят, и даже старые, уже работающие скважины, которые надо немного починить, даже их не чинят. То есть стимулы - снять пенки, но нет стимулов серьезно добывать нефть.

Юрий Жигалкин: Как известно, некоторые страны "Большой семерки" обеспокоены тем, что дорогая нефть может ослабить курс доллара, то есть повысить стоимость их экспорта. Насколько, как вы думаете, это вероятно?

Михаил Бернштам: Дело в том, что высокие цены на нефть, в общем, затрагивают все страны, поэтому курс доллара будет расти или падать в зависимости от того, насколько будет расти или падать дефицит торгового баланса с другими странами, насколько будет расти бюджетный дефицит. Так что в данном случае если бюджетный дефицит вырастет в результате вот этих ураганов "Катрина" и "Рита", то это может повлиять на падение курса доллара. Но пока что доллар, в общем, растет по отношению к основным валютам, а сейчас, возможно, начнет подниматься юань. Так что нефть в данном случае не является ведущим фактором.

Юрий Жигалкин: Два мощных разрушительных урагана, прошедшие в течение трех с небольшим недель над одним и тем же регионом, превратившие в беженцев миллионы людей и причинившие десятки миллиардов долларов убытков, заставили многих американцев задаться вопросом: а есть ли возможность если не нейтрализовать, то ослабить ураганы? Как выясняется, этот вопрос несколько десятилетий назад всерьез интересовал американское правительство. Рассказывает Ян Рунов.

Ян Рунов: Создаётся впечатление, что с каждым годом ураганов становится всё больше и сила их растёт. Если это так, то чем это вызвано? Связано ли это с глобальным потеплением климата?

Вот ответ научного сотрудника Хадсоновского института, директора исследовательского центра Алекса Эвери.

Алекс Эвери: Нет, это не связано с глобальным потеплением. Хотя такие предположения неоднократно высказывались, это опровергают и теория, и история. Науке известно, что в ледниковые периоды на нашей планете погода была менее стабильной и штормов было гораздо больше, чем в периоды потепления, которые пришлись на античный и средневековый периоды нашей истории. В Карибском море, откуда на нас набрасываются то «Катрины», то «Риты», англичане ведут учёт погоды от начала 18 века, потому что немало деревянных кораблей британского флота базировались на Карибских островах. И они зафиксировали в три раза больше крупных ураганов в 150-летний период между 1700 и 1850 годом, чем в последующие 15 лет между 1850 и 2000 годом.

Ян Рунов: А почему бы ни взорвать ураган вроде «Катрины» или «Риты», не разбомбить его с воздуха до того, как он набросится на людей? Почему бы по крайней мере не изменить его направление и не отвести от города? Такие вопросы задают сегодня простые люди, не сомневающиеся в беспредельных возможностях науки.

Алекс Эвери: Я думаю, можно быть уверенными, что мы уж точно не сбросим ядерную бомбу в сердцевину урагана. Я хочу верить, что мы всё же начнём строить гораздо больше дамб, брекватеров, волнорезов, изменим стандарты строительства домов в таких городах, как Новый Орлеан, и, надеюсь, начнём осторожнее давать разрешение на заселение и застройку прибрежных районов. Я недавно побывал в прибрежной полосе штата Северная Каролина. Там всё побережье застроено либо многоэтажными кондоминиумами, либо дачными домами стоимостью от четверти миллиона долларов и выше. Если на этот район обрушится сильный ураган, ущерб будет огромный. Так что необходимо изменить подход к строительству домов на побережье, и надо прекратить поощрять заселение этих районов, предоставляя дешёвое федеральное страхование от наводнений.

Ян Рунов: Было время, когда частные компании проводили малоуспешные испытания, пытаясь разгонять штормовые облака. (Гидрометеоролог Мэттью Келш из Национального центра атмосферных исследований сравнил эти испытания с попыткой сдвинуть с места автомобиль, стреляя по нему горошинками). Даже федеральное правительство финансировала научный проект по поискам средств борьбы с ураганами. Это было при президенте Эйзенхауэре, после нескольких стихийных бедствий на Восточном побережье США в середине 50-х годов прошлого века, когда погибли 749 человек, а материальный ущерб исчислялся миллиардами долларов. Тогда начались поиски методов борьбы с ураганами. В 1961 году с самолёта ВМС в ядро урагана "Эстер" были сброшены кристаллы йодистого серебра. Сообщалось, что сила ветра после этого снизилась на 10-30 процентов. Подобные эксперименты проводились во время ураганов в 1963, 1969 и 1971 годах в Атлантическом океане, подальше от земли. Суть опыта в том, что кристаллы йодистого серебра или твёрдой углекислоты сбрасывали в облака недалеко от эпицентра урагана с тем, чтобы образовалось новое кольцо облаков, и это помогло был нейтрализовать ураган. Казалось, эксперимент близок к успеху. Во время урагана "Дэбби" в 1969 году кристаллы сбрасывали дважды, и исследователи заметили, что интенсивность шторма уменьшилась на треть. Но учёные убедились, что ураганы содержат меньше сверххолодной воды, чем штормовые облака, и кристаллы йодистого серебра на ураган не действуют. Проект был закрыт в 80-х годах. На него были потрачены сотни миллионов долларов.

Алекс Эвери: Программа распыления кристаллов йодистого серебра была отменена из отсутствия результатов. Потом предлагали бороться с ураганами, охлаждая тропические воды океана отбуксированными сюда айсбергами... Всё бесполезно. Лучше принять ураганы как неизбежное природное явление и приспособиться к ним, точно так же, как надо приспособиться к глобальному потеплению, которое циклично повторяется каждые полторы тысячи лет. Всё это - естественные процессы, неостановимые.

Ян Рунов: Исследователи атмосферы говорят, что тепловая энергия, высвобождаемая ураганами, равна как минимум пятидесяти, а то и ста или двумстам триллионам ватт. А это то же самое, что энергия, высвобождаемая при взрывах 10-мегатонной ядерной бомбы.

Юрий Жигалкин: О безуспешных попытках обуздать ураган рассказывал Ян Рунов.

XS
SM
MD
LG