Ссылки для упрощенного доступа

Гамма-обсерватория Swift начала давать первые научные данные. Поведение морских червей в лаборатории раскрывает условия жизни на Земле миллионы лет назад. Разработана трехмерная модель для изучения аэродинамики человеческого носа


Спустя месяц после запуска орбитальная гамма-обсерватория Swift начала давать первые научные данные. Главная задача аппарата состоит в наблюдении космических гамма-всплесков. Основной инструмент обсерватории – Burst Alert Telescope (BAT) – способен определять координаты всплесков с рекордно высокой точностью. Менее чем за минуту на источник наводятся другие приборы, в частности, бортовой рентгеновский телескоп и наземные оптические инструменты. Разработчики ожидали, что обсерватория будет регистрировать один-два всплеска в неделю. Однако в первый же день тестирования, 17 декабря, обсерватория зафиксировала первый гамма-всплеск. На следующий день было зарегистрировано сразу три гамма-всплеска, 20 декабря еще один. 23 декабря на месте очередного гамма-всплеска было замечено послесвечение в рентгеновском диапазоне. Столь высокая интенсивность регистрации событий уже заставила специалистов говорить о том, что частота гамма-всплесков во Вселенной могла раньше недооцениваться.

Палеонтологи из Йельского университета обнаружили, что охотничье поведение морских червей сильно зависит от уровня конкуренции за пищу. При низкой конкуренции черви высверливают раковины моллюсков посередине, где раковина прочнее, но результат надежнее. С повышением конкуренции черви начинают чаще вскрывать раковины у края. Это опаснее, но зато быстрее. В искусственно созданных условиях жесткой конкуренции у краев вскрывалось 38 процентов раковин. Тогда как в спокойных условиях таких раковин было не больше 3 процентов. Сравнение лабораторных результатов с ископаемыми раковинами позволяет определить уровень конкуренции в разные эпохи развития жизни на Земле. Например, в плиоцене, около 25 миллионов лет назад, пищевая конкуренция была высокой – доля раковин, вскрытых у края, колеблется от 15 до 25 процентов. А в среднем плейстоцене, около миллиона лет назад, таких раковин нет вообще.

Специалисты по аэродинамике из Лондонского имперского колледжа разработали прозрачную трехмерную модель человеческого носа. Она во всех деталях воспроизводит геометрию носовой полости и предназначена для изучения динамики воздушных потоков в процессе дыхания. Вместо воздуха в модели используется жидкость, в которой взвешены мельчайшие окрашенные частицы. За их движением следят скоростные цифровые камеры. Первые же эксперименты показали, что анатомическое строение носа приводит к возникновению в потоке воздуха сложной системы взаимосвязанных вихрей. Например, резкие вдохи, когда мы принюхиваемся к запаху создают завихрения, которые доставляют поток воздуха к обонятельным рецепторам вблизи кончика носа. По словам исследователей – движение воздуха в носу намного превосходит по сложности течение газа через реактивный двигатель самолета и даже гидродинамику протекания крови через сердце.

XS
SM
MD
LG