Ссылки для упрощенного доступа

Артек: юбилей и политика


[ Радио Свобода: Программы: История и современность: Разница во времени ]
[20-08-05]

Артек: юбилей и политика

Автор и ведущийВладимир Тольц

Владимир Тольц: В Крыму завершился двухмесячный марафон официальных празднований 80-летия "Артека", превратившихся в событие не только общенационального, но и международного масштаба. На заключительной стадии праздника гостями "Артека" стали президенты четырех государств - Грузии, Литвы, Польши и, конечно, Украины. И хотя по поводу их приезда в "Артек" на украинских антиющенковских сайтах стали появляться сообщения, озаглавленные "Ющенко впал в детство", вопросы во время артековских встреч решались отнюдь не детские.

Юбилейно-мемориальный момент в нынешнем марафоне празднования - дело десятое. А для президентской встречи - вообще лишь повод. Сегодня мало кто вспоминает то, что действительно произошло 80 лет назад - открытие в июне 1925-го всесоюзного лагеря-санатория для детей-туберкулезников, который тем же летом не раз навестила малоизвестная ныне революционерка Клара Цеткин. У нынешнего празднования совсем другая героиня - американская кинозвезда Мила Йовович, прилетевшая в Крым на собственном самолете и тут же сообщившая, что ее любимый цвет - оранжевый.

Мила Йовович: Это в первый раз я приехала в Украину. Мне было пять, когда я уехала. Я в восторге! Мама - русская...

Владимир Тольц: Упоминание американской кинодивы "русской" темы в политическом плане, возможно, не вполне корректно. Ведь главный русский гость приглашение украинского президента проигнорировал. Еще 12 августа Виктор Ющенко публично высказался о важности украинско-русских контактов на высшем уровне и сообщил, что пригласил президента России в "Артек".

Виктор Ющенко: Нам надо чаще встречаться, нам надо больше говорить. Хочу передать, что понимание украинской стороны состоит в том, что с Россией надо всегда жить дружно, всегда надо жить с пониманием тех процессов, которые происходят как в России, так и в Украине, очень бережно к ним относиться. Россия - это большая страна, надо уважать процессы, которые там происходят. Это политика. Я убежден, что у этих отношений есть хорошая перспектива. Мы стараемся придать новую динамику нашим двусторонним отношениям.

Я хотел бы и сегодня, имея телефонный разговор с господином Путиным, президентом России, пригласить его в Украину, когда мы будем праздновать 80-летие "Артека". Я рад, что 26 числа мы будем встречаться в Казани.

Владимир Тольц: Владимир Путин предпочел отложить встречу с украинским президентом до торжеств по поводу 1000-летия Казани. Возможная причина - нежелание встречаться на "детском празднике" со своими коллегами - президентами Грузии, Литвы и Польши - Михаилом Саакашвили, Валдасом Адамкусом и Александром Квасьневским, отношения с которыми в последнее время изрядно обострились. Помимо прочего российские власти весьма настороженно относятся к намерениям украинского президента и его артековских гостей провести осенью на Украине саммит демократических государств Балтийского, Причерноморского и Каспийского бассейнов, полагая, что целью этого саммита окажется дальнейшее распространение "оранжевых революций".

По сообщению РБК Daily, руководитель службы стратегического планирования российской Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин после встречи Ющенко и Саакашвили в Боржоми заявил, что их цель "вернуть революционным процессам динамику. Причем основной целью нового удара станут Россия и Казахстан".

Иного мнения придерживается специальный корреспондент российской газеты КОММЕРСАНТЪ Наталия Геворкян, усматривающая смысл артековского саммита 4-х президентов в стремлении "свести к минимуму зависимость от России, то есть минимизировать рычаги влияния, которыми, естественно, пользуется Россия в разговоре с новыми, раздражающими ее демократическими странами".

А что же с "планированием" "оранжевых революций"? - спрашиваю я Наталью.

Наталья Геворкян: Я знаю, что есть такое мнение, что можно спланировать в "Артеке" или без "Артека" "оранжевую революцию". Я-то как раз считаю, что спланировать ее нельзя, можно ей помочь материально тогда, когда она уже происходит. А спланировать ее действительно невозможно.

Я думаю, что эти ребята, которые собрались в "Артеке", они гораздо дальновиднее. И они не пытаются ничего изменить в России, зато они пытаются изменить условия своего сосуществования с Россией, сделать эти условия максимально выгодными для себя и максимально независящими от России со всеми ее энергоносителями, которые являются основой этой зависимости бывших стран Советского Союза, республик и стран Варшавского договора, к коим относится Польша. Это попытка изменить обстоятельства своей жизни рядом с Россией с выгодой для себя и, возможно, в дальнейшем, с выгодой для Европы.

Владимир Тольц: Наталья Геворкян склонна приписывать решающую роль в нынешнем "артековском" развороте событий российскому президенту. "Я не исключаю, - пишет она в "Коммерсанте", - что президенту Путину все же удалось добиться "высокой" цели - Россию стали бояться".

Наталья Геворкян: Можно бояться по-разному. Можно бояться и считаться, бояться с уважением и считаться. А здесь у меня такое чувство, что люди просто отпрыгивают в сторону, лишь бы не иметь дела - это такого рода боязнь. Россию боятся не как сильного, а как слабого, непредсказуемого, нервного, закомплексованного. По существу это он воспроизвел снова.

Владимир Тольц: Ну какой же тут Путину пионерский праздник? Поэтому его в "Артеке" представлял министр образования Андрей Фурсенко.

Но праздник, тем не менее, состоялся. Из Крыма сообщает Владимир Притула.

Владимир Притула: Под звуки запрещенного в советские годы "Козацького маршу" на больших экранах вперемешку мелькают кадры об "оранжевой революции" и истории "Артека". Много украинской музыки, и ведущие говорят на украинском языке. Тем не менее, дети из 22 стран мира, в том числе - большая часть из России - живо на все реагируют.

Почетные гости на шоу - президенты Украины, Польши, Грузии и Литвы. Дети из этих стран тоже отдыхают в "Артеке". Дети с восторгом встречают сообщение о прибытии на артековский стадион президента Украины Виктора Ющенко. Из более чем трех с половиной тысяч отдыхающих в 9 лагерях "Артека" детей, похоже, все знают украинского президента, и здесь он очень популярен.

Президенты после трехчасовых переговоров в Ливадии, сняли галстуки, отбросили политику и пообщались с детьми. В лучшем артековском лагере "Морской", где 22-дневная путевка стоит 4 с половиной тысячи гривень - около 900 долларов США, они пообедали вместе с детьми и расспросили о жизни и отдыхе , а потом отправились на открытие первого в "Артеке" украинского культурного центра "Свитлыця "Лыбидь". Здесь президентам пел фольклорный джаз-бенд, исполнив старый украинский хит - "Гуцулку Ксеню", тоже запрещенную в советские времена.

Осмотрев вышивки и глэчики, президенты отправились перекусить, а вместе с ними и другие знаменитости - голливудская звезда, супер-модель и певица Мила Йовович, лучший футболист Европы прошлого года Андрей Шевченко и олимпийские чемпионки Яна Клочкова и Лилия Подкопаева.

Следует сказать, что, несмотря на теплый прием, популярность Ющенко среди артековцев все-таки оказалась ниже, чем популярность Милы Йовович, Андрея Шевченко и Русланы. От звезд дети просто не отходили. Мила Йовович с детьми общалась много, но не меньше - с супругой украинского президента Катериной Чумаченко. Вместе они решили учредить специальный детский фонд и свой гонорар за участие в празднике голливудская звезда пообещала этому фонду. Вот что она рассказала журналистам:

Мила Йовович: Я хочу быть здесь, потому что дети очень умные, очень хорошие дети. Я не когда не была, но я хочу посмотреть. Это не только детей с деньгами. Это для детей, которые умны и учатся хорошо в школе. Я хочу быть там.

Владимир Притула: Это была Мила Йовович, назвавшая себя украинкой.

Другая звезда - Руслана, которая только что вернулась с европейского турне, тоже рада общению с детьми:

Руслана: Это прекрасно - на самом деле быть певицей для детей, я даже не знаю, я от этого только рада, когда мне так говорят. Если меня любят дети, значит, я все делаю правильно, значит, я честная, значит, мне верят, потому что взрослых легче обмануть, а детей - невозможно. Когда я их вижу счастливыми и улыбающимися, - я очень рада.

Владимир Притула: "Дикая" Руслана и в этот раз зажгла весь артековский стадион вместе с президентами. Российских гостей на празднике было немного. Почему не приехал Владимир Путин - узнать так и не удалось. Но среди главных спонсоров празднования оказались многие солидные российские фирмы, а среди гостей - известные лица. Бывший министр финансов России Александр Лившиц представлял одного из спонсоров.

Александр Лившиц: Для нас "Артек" - это что-то из ряда Гагарин, Красная площадь, Большой театр и так далее. И вот коллега сказал, что он хорошо учился, но в "Артеке" не был, а я был круглый отличник и тоже не был в "Артеке". Я впервые здесь, я очень этому рад. Я помню, говорили, что "Артек" будет всегда, и наша компания так же всегда будет ему помогать.

Владимир Притула: Никогда не были в "Артеке", но мечтали не только все спонсоры и почетные гости, звезды шоу-бизнеса и спорта, но и президенты. За исключением Михаила Саакашвили, который пионерил здесь 22 года назад. Не отдыхала в "Артеке" и нынешний его директор Ольга Гузар. Она сообщила, что на праздник деньги дали только спонсоры, и что "Артек" очень изменился.

Ольга Гузар: Из государственного бюджета на проведение сегодняшних мероприятий не потрачено ни одной копейки. Поэтому все, что сегодня будет происходить, все, что сегодня вы увидите - это исключительно благодаря людям, которые сидят рядом со мной, нашим коллегам, нашим спонсорам.

Мне тоже не посчастливилось когда-то давно побывать в "Артеке", хоть я тоже и отличница, и хорошо училась. Я не знала "Артека" советским, я видела только фильмы. А то, что он, как я понимаю и вижу и все делаю для того, чтобы так было, он очень изменился. И воспитательная концепция - сегодня это совершенно другой уровень, нежели это было лет 15 тому назад - это может подтвердить каждый, кто отдал "Артеку" свою жизнь. У нас нет такой цели что-то сломать, у нас нет такой цели что-то перевернуть, мы просто желаем идти в ногу со временем и быть современными.

Владимир Притула: О новом "Артеке" и новой Украине на заключительном концерте сказал и Виктор Ющенко:

Виктор Ющенко: Сегодня мы говорим о новом "Артеке", над которым новое небо, здесь новая украинская земля и новый дух. Мы может быть впервые говорим о том, что мы на самом деле присутствуем на свободной украинской земле, где господствует демократия, где мы можем сказать, что наша цель - быть в семье братских народов, в европейской колыбели. Владимир Притула: За 80 лет существования "Артека" через него прошло более полутора миллиона детей из 132 стран. Теперь украинские власти говорят, что это совсем другое, отличное от советских времен явление - это настоящая страна детства.

Владимир Тольц: За 80 лет существования "Артека", в нем побывало более полутора миллиона детей, живущих ныне (большинство из них уже взрослые!) в 132 странах. И хотя нынешние украинские власти во время праздника в очередной раз заверили мир, что ныне "Артек" нечто новое, совершенно отличное от советских времен явление, в памяти и восприятии большинства артековцев всех времен и народов этот лагерь по-прежнему остается моделью детского, пусть коммунистического, пусть дорогостоящего и несколько по-советски милитаризованного, но все-таки рая. "Глас народа" на улицах Киева:

- Я сам когда-то отдыхал в Артеке, лет 8-12 было. Хороший, отличный лагерь.

- Мне рассказывали девочки, раньше у них были "королевские ночи". Это, допустим, для меня интересно. Компании, друзья новые. Сейчас, конечно, я уже не поеду, а ребенка в будущем, может быть, отправлю.

- Отправила бы ребенка, но я слышала, что там очень дорогие путевки.

- Я слышал, что хороший лагерь международный, но я там не был ни разу.

- Я знаю, что раньше туда отправляли детей, которые хорошо учились.

- С удовольствием поехал бы и другим посоветовал.

- Всегда довольны были лагерем все.

- У меня там дочка отдыхала - это был 88 год. Мы ездили ее проведывать. Великолепный отдых, море, костер обязательно, переписывались долго, перезванивались и увеселительные мероприятия были.

- У меня мама педагог, говорит, что сейчас очень дорого отправить.

Владимир Тольц: Мой коллега Андрей Шарый побывал в "Артеке" в качестве "стороннего наблюдателя", переводчика для чилийских детей, в 85-м, в самом начале перестройки. Он рассказывает мне:

Андрей Шарый: "Артек" произвел на меня тогда смешанное впечатление. Начиналась перестройка, уже ощущались новые дуновения ветра. Мне "Артек" представился - и это такая штука - с множеством эпитетов и прилагательных. Это такой тропический или субтропический детский военизированный коммунистический рай, как его представляли, видимо, еще в 30 годы и в 20 годы, когда только замысел возникал создания "Артека". Потому что, что обращало на себя внимание - это постановка и организация всей жизни по способу казармы. Пионеры ходят строем, они кричат: "Всем, всем добрый день!", "Спо-кой-ной но-чи, Ар-тек!". И они при этом должны себя чувствовать абсолютно счастливыми. Они все ходят в одинаковых формах, в пилотках. (По тем временам прихода социализма с человеческим лицом это было довольно богато. Потому что корпуса, в которых мы жили, еда, которую мы ели, конечно, отличалось от тех пионерских лагерей, в которых я как пионер был десятилетием раньше). Это был, конечно, другой уровень.

Природа, погода - само собой. Но вот это ощущение того, что по старым лекалам кроится такой мир. Я тогда еще, помню свои ощущения, я подумал о том, что дети в большинстве своем это принимают. Но не нужно забывать, что мне незнакома детальная система как отбирали детей в "Артек", но то, что подавляющее число детей воспринимало абсолютно как правильное - это да.

Владимир Тольц: Поэт Игорь Иртенев и журналист Алла Боссарт побывали в Артеке уже взрослыми, в 94-м. Тогда они написали для моей программы замечательный текст "Азбука Артека". Сегодня мы пытаемся восстановить их тогдашние впечатления.

Игорь Иртенев: Это такой был странный заповедник советской власти, с одной стороны, причем очень ухоженный заповедник, обширный, раскинувшийся... Но, с другой стороны, какие-то трещины под влиянием того, что происходило в последние предшествующие этому 7-8 лет. Конечно, уже идеология стала очень сильно вытравливаться, а внешние декорации остались. Уже пионеры были явно не те. Той муштры пионерской не было, там были самые разные по идеологии и направленности дружины, там были скауты и какие-то юные моряки, какие-то экологи были.

Помню памятник Ленину, который там стоял, здоровенный памятник Ленину, где чья-то дерзкая рука написала на постаменте "Кинг-Конг жив!". Огромное количество работ скульптора Эрнста Неизвестного, которые были, надо сказать, пугающего вида, которые были по всему лагерю разбросаны. И помню даже речевку, которая звучала под нашими окнами:

"Здравствуй, лагерь наш чудесный,
пионеров идеал.
Здесь когда-то Неизвестный
ряд шедевров создавал".

Алла Боссарт: Если говорить о впечатлениях незабываемых, несчастные дети, которые выходили на пляж, которых запускали в море на две минуты по колено, и вожатый зорко следил за тем, чтобы они, не дай бог, не пробыли в воде лишние секунды, говорил им: "Так, вошли, сели, помочились, вышли!.". Примерно так происходило это купание.

Несмотря на это, действительно была такая резервация какая-то совершенно волшебной жизни, потому что люди, которые там работали, не которые туда приезжали, они, конечно, тоже отрывались - пионеры, но те, которые там работали, они оставались там на всю жизнь. И мой друг Володя Вагнер, который был художественным руководителем "Артека", он там и умер. Он приехал туда, вырвавшись из своей Караганды, как немец сосланный, (потомок, естественно), приехал в "Артек", и там так и остался и там окончил свои дни. И он мне сказал, всегда у меня осталось такое отношение к "Артеку", что нигде, как в этих местах, неуместны слова Бродского о том, что "если выпало в империи родиться, лучше жить в провинции у моря". Вот это та провинция у моря, где можно еще дышать.

Владимир Тольц: Андрей, - обращаюсь я вновь к моему коллеге Шарому, - недавно, вы вновь побывали в Крыму. Каким представляется вам теперь будущее Артека?

Андрей Шарый: В общем, мне кажется, что Крым - это советский заповедник, если коротко говорить, не вдаваясь в нюансы. Россия все больше возвращается к периоду советских привычек и навыков и советской организации жизни. Поэтому, если говорить о том, что для России "Артек" может быть, исходя из нынешней России, то это как раз это и может быть - вот этот детский коммунистический рай, может быть по образцу Восточной Германии, где было дешевое пиво и все ходили с факелами, что товарищ Путин видел, когда служил там в качестве шпиона...

Владимир Тольц: Но ведь "Артек" теперь все-таки принадлежит Украине...

Андрей Шарый: Я не знаю, что касается украинских властей, от них, конечно, зависит, от новых властей, как они будут себя вести в этом отношении. Но, мне кажется, это традиция несгибаемая совершенно. И она во многом, конечно, как мне кажется, основана на том, что в восприятии большинства людей, которые сейчас руководят детским движением, в принципе это комсомольская, пионерская и коммунистическая школа до сих пор, которая воспроизводит сама себя. И как это нужно делать, на какой новой основе лагерь нужно создавать, мне трудно сказать, потому что с тех пор уже 20 лет прошло, я сейчас в "Артеке" не был...

Владимир Тольц: Старый Артек с каждым днем становится все более элементом сохраняющейся в нашем сознании истории и культуры прошлого. И как такой культурно-исторический феномен он достоин детального изучения. И потому, я надеюсь, мы еще обратимся в нашей программе к этой уходящей, но незабываемой многими натуре.

XS
SM
MD
LG