Ссылки для упрощенного доступа

Американский проповедник призвал к физической ликвидации президента Венесуэлы; Столица Татарстана празднует тысячелетний юбилей; Кто такие неандертальцы и чем они отличались от человека разумного; К началу нового учебного года. Как отношения между детьми, родителями и учителями сказываются на качестве приобретаемых школьниками знаний


[ Радио Свобода: Программы: Время и Мир ]
[26-08-05]

Американский проповедник призвал к физической ликвидации президента Венесуэлы; Столица Татарстана празднует тысячелетний юбилей; Кто такие неандертальцы и чем они отличались от человека разумного; К началу нового учебного года. Как отношения между детьми, родителями и учителями сказываются на качестве приобретаемых школьниками знаний

ВедущийЕфим Фиштейн

Ефим Фиштейн: На этой неделе резко обострились отношения США и Венесуэлы. Причиной стал призыв популярного христианского проповедника Пэта Робертсона организовать покушение на жизнь президента Венесуэлы Уго Чавеса и тем самым покончить с диктаторским режимом. Правительству США пришлось осудить высказывания Робертсона, который известен своими тесными связями с Республиканской партией. Рассказывает Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Пэт Робертсон сделал свое заявление с телеэкрана, в вечерней программе своей телекомпании, которая утверждает, что ее аудитория в США и других странах мира составляет полтора миллиарда человек. Проповедник охарактеризовал нынешний режим в Венесуэле как рассадник коммунизма и терроризма, а потом предложил простой способ отстранить от власти Уго Чавеса.

Пэт Робертсон: У нас есть все возможности сбросить его, и я думаю, что пришла пора пусть в ход эти возможности. Нет нужды устраивать еще одну войну ценой в 200 миллиардов долларов, чтобы избавиться от одного диктатора. Гораздо проще послать туда команду специалистов по тайным операциям и покончить со всем этим.

Владимир Абаринов: Президента Чавеса трудно назвать другом Вашингтона. Придя к власти в 1998 году, он превратил антиамериканизм в свой программный лозунг и установил демонстративно теплые отношения с Фиделем Кастро, Саддамом Хусейном, руководителями Ирана. В 2000 году он возглавил в порядке ротации Организацию стран-экспортеров нефти. В этом качестве он стал за максимальное повышение нефтяных цен, которые он считает несправедливо низкими. Вполне естественно, что американцы не питают к нему симпатий. Администрация США считает, что Чавес, помимо прочего, дестабилизует ситуацию в Латинской Америке, сколачивает антиамериканский блок и поддерживает левых повстанцев в соседних странах. Именно в этом контексте Вашингтон рассматривает соглашение Каракаса с Москвой о поставке российского стрелкового оружия и вертолетов. По всем этим причинам Вашингтон не скрывает неприязни к Чавесу, однако он - законно и демократически избранный лидер страны, получивший мандат доверия на прошлогоднем референдуме, а в будущем году Чавес почти наверняка будет переизбран. Поэтому официальный представитель государственного департамента Шон Маккормак решительно осудил высказывания проповедника.

Шон Маккормак: Пэт Робертсон - частное лицо. Его взгляды не отражают политику Соединенных Штатов. Мы не разделяем этот его взгляд и находим его комментарии неуместными. Как мы заявляли ранее, любые голословные утверждения о том, что мы планируем какую-то враждебную акцию против правительства Венесуэлы, лишены всяких оснований и не подтверждаются фактами.

Владимир Абаринов: Не планирует ли Вашингтон и впрямь что-либо подобное? Этот вопрос журналисты задали министру обороны Дональду Рамсфелду, который очень много внимания уделяет Латинской Америке - только за последние 10 месяцев он был там трижды.

Дональд Рамсфелд: Мне об этом ничего неизвестно, а я должен был бы об этом знать. Разумеется, это противоречит закону. Наше ведомство такими делами не занимается. Он частное лицо. Частные лица все время говорят все, что им угодно.

Владимир Абаринов: Пэт Робертсон - все-таки не совсем частное лицо. Это авторитетный религиозный лидер, пользующийся огромным влиянием на христиан-фундаменталистов. В 1986 году он выставил свою кандидатуру в президенты от Республиканской партии и без труда собрал три миллиона подписей в свою поддержку, не говоря уже о миллионах долларов. На президентских выборах 2000 и 2004 года он поддержал Джорджа Буша. Этим сегментом электората республиканцы чрезвычайно дорожат. Но именно поэтому в данном случае администрация сочла необходимым отмежеваться от Робертсона. Вместе с тем Шон Маккормак не стал отрицать, что у Вашингтона имеются ретензии к Каракасу.

Шон Маккормак: Относительно Венесуэлы мы уже выражали нашу озабоченность, касающуюся некоторых моментов в ее поведении в Западном полушарии. Мы говорили, что Венесуэла должна стараться играть позитивную роль. Мы приглашали венесуэльское правительство принять участие в реализации позитивной повестки дня, в наших усилиях по продвижению демократии и процветания для всех граждан континента. Этой цели был посвящен саммит Организации Американских Государств во Флориде.

Владимир Абаринов: Столкнувшись с волной критики, Пэт Робертсон попытался оправдаться в своей следующей программе. Он сказал, что не произносил слова "покушение".

Пэт Робертсон: Я сказал, что наши Силы специального назначения способны сбросить его. Это может означать, например, похищение. Существуют разные способы отстранить диктатора от власти помимо убийства. Агентство Эй-Пи превратно интерпретировало меня. Это происходит постоянно.

Владимир Абаринов: Однако видеозапись неопровержимо свидетельствует об обратном. Вот что на самом деле было сказано.

Пэт Робертсон: Я не знаю, какая у нас доктрина относительно покушений. Но если он думает, что мы пытаемся устроить покушение на него, я считаю, нам и вправду стоит сделать это. Это куда дешевле, чем война.

Владимир Абаринов: Корреспонденты агентства АР упорно пытались получить разъяснения от Пэта Робертсона, но так и не добились толку - все его телефоны молчали. В конце концов на вэб-сайте проповедника все-таки появилось извинение. Доктрина относительно покушений в США простая. С 1976 года здесь действует исполнительный приказ президента Форда, однозначно и категорически запрещающий государственным ведомствам планировать и осуществлять политические убийства.

В Каракасе сентенции Робертсона восприняли крайне негативно, назвали их "уголовными" и "террористическими". Посол Венесуэлы в Вашингтоне Бернардо Альверес потребовал от американского правительства гарантировать безопасность президенту Чавесу, который в сентябре планирует прибыть в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи ООН.

Самого Уго Чавеса известие о призывах Робертсона застало в зарубежном турне. Он совершает поездку по странам Карибского бассейна со своей собственной внешнеполитической и экономической инициативой - предлагает им венесуэльскую нефть по цене значительно ниже рыночной - 40 долларов за баррель. Тем самым доля Венесуэлы в нефтяном импорте США, составляющая сегодня 8 процентов, сократится. Перед отлетом из Гаваны на Ямайку Уго Чавес сказал журналистам, что он не только не слышал о высказываниях преподобного Робертсона, но и не знает, кто это такой.

Уго Чавес: Кто? Я предпочитаю говорить о жизни, обо всем, над, чем мы все здесь работаем.

Владимир Абаринов: Позднее на Ямайке он сравнил своих критиков со сворой бешеных собак, которые преследовали Дон Кихота. Вместе с тем Уго Чавес убежден, что американские спецслужбы готовят на него покушение - он заявлял об этом неоднократно. В апреле 2002 года в Венесуэле произошла неудачная попытка военного переворота. Детали тех событий в точности неизвестны, однако президент Чавес считает, что путч планировался в Вашингтоне. Американские должностные лица какую-либо причастность США к действиям венесуэльских военных отрицают.

Ефим Фиштейн: Столица Татарстана пышно празднует свой тысячелетний юбилей. Об исторических и политических аспектах этого торжества подготовил материал мой коллега Владимир Тольц.

Владимир Тольц: В начале 70-х годов прошлого века Казань готовилась отметить свое 800-летие. 5 лет назад, беседуя со мной, замдиректора Государственного исторического музея в Москве Вадим Егоров вспоминал:

Вадим Егоров: Основная острота спора возникла в 1974-м году, когда один из татарских ученых, доктор исторических наук Альфред Хасанович Халиков выдвинул предположение, основанное на одной из поздних летописей, а именно "Казанской истории", что Казань основана в 1172-м году, то есть в 12-м веке и, следовательно, ей 800 лет. Но когда я влез в самую гущу проблемы, то увидел, что дата эта в поздней летописи, которая составлена во второй половине 16-го века, увы, необоснованна. И археологические материалы, и общая историческая ситуация того времени говорят о том, что Казань возникла где-то во второй половине 14-го века, и ей несомненно около 600 лет, ну, может быть, 600 с небольшим.

Владимир Тольц: Тогда такие вещи считались вопросами большой политики и решались в ЦК. Татарский академик Миркасым Усманов вспоминал:

Миркасым Усманов: Оказалось вдруг, эта датировка ложится накладкой на революционные праздники. Вдобавок нашлись завистливые люди, которые стали строчить письма в ЦК партии, что празднованием истории Казани мы будто бы забываем другие революционные праздники, и так далее, и тому подобное. И поэтому эта датировка не прошла.

Москве и московским ученым всегда казалось, что последнее слово всегда должно принадлежать только им и никакой город в России, в СССР желательно, чтобы не был старше Москвы.

Владимир Тольц: В общем кремлевский идеолог Михаил Суслов решил, что прав Егоров - Казани не может быть более шестисот лет. За минувшие с тех пор три с лишним десятилетия многое изменилось: историки продолжили свои изыскания, археологи расковыряли половину казанского Кремля, - и те, и другие открыли немало нового, - а с помощью политиков был развален Советский Союз. Но вопросы юбилеев по-прежнему - проблема политическая, и решаются в Москве. И вот 5 лет назад президент Путин, возглавивший Оргкомитет празднования Казанского юбилея, утвердил: Казани - тысяча лет, а отмечать это следует в 2005-м. Директор Института истории Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов тогда сказал мне:

Рафаэль Хакимов: Для нас политическая сторона, конечно, более важная, чем историческая, не только для нас самих.

Ну, мы знаем, что мы древние, булгары древние, в конце концов не Казань, так булгары. Но когда Казани тысяча лет, для России это взрывоподобно, потому что татаро-монгольское иго получается как-то непонятным, - где его место и что это такое,- оно размывается. Начинают в сознании русских размываться те стереотипы, которые все это советское время, да и досоветское, так хорошо вдалбливались. Вроде бы получается, что татары жили еще до русских, а не когда с Чингисханом пришли. С этой точки зрения - это определенный и сильный фактор по всей России. Ну, и учитывая, что у татар довольно болезненное сознание, ущемленное, потому что в учебниках татаро-монгольское иго с детства преподают русским, а тут рядом татары сидят, и они себя чувствуют некомфортно.

И тысяча лет здесь заставляют, как сказал директор института истории РАН Сахаров, он сказал: "нам придется пересматривать учебники истории". Вот этот фактор очень сильный. 800 лет действительно были остановлены на самом верху ЦК КПСС, и там было чисто ревностное отношение - как так: Москва - сколько лет? Казань - ?... - Это вещи несопоставимые, непозволительные просто.

Но объективно говоря, тогда было очень мало данных, тогда опирались на летописные предания, причем летопись не очень достоверную. Я, например, считаю, что нам очень повезло, что 800 лет не провели. А сейчас мы раскопали практически половину Кремля, огромное количество раскопок в Кремле и вокруг Кремля. Провели несколько международных конференций, то есть мы привлекли разные лаборатории разных стран. Поэтому в необъективности нас трудно заподозрить.

С тысячелетием можно плюс-минус, не знаю, 25, одно поколение спокойно, туда-сюда. Я думаю, что есть такой момент, когда сказать, где она точная дата, какой камень заложили именно в начало Казани. Но более-менее это примерно правильно, потому что не только крепостные стены, но видно, что торговля шла, светская жизнь, бусинки уже женщины одевали, понятно, что это уже жизнь не деревенская, а городская. Торговля со Скандинавией, с арабскими странами. Все это достаточно доказательно.

Но для нас политическая сторона, конечно, может быть даже более важная, чем историческая.

Владимир Тольц: Для президентов стран СНГ, участвующих в неформальном казанском саммите, политика тоже важнее юбилея. Обеспокоенная планами создания Балто-Черноморско-Каспийского политического союза Россия предлагает им новый формат сотрудничества. Согласно этой модели, экономические преференции (в частности, льготы по поставкам энергоносителей) будут предоставляться российским партнерам либо, как раньше, в обмен на их политическую лояльность, то есть отказ от распространения "оранжевых" идей (на что относительно Украины и Грузии трудно рассчитывать), либо, по крайней мере, на условиях их вхождения в "Единое экономическое пространство" по российскому сценарию, а не так, как, к примеру, желает Украина - в благоприятном для нее режиме свободной торговли, без заключения с Россией выгодного последней таможенного союза.

Обсуждая эту ситуацию в канун казанских торжеств, редактор отдела внешней политики Издательского дома "КОММЕРСАНТЪ" Азер Мурсалиев сказал мне:

Азер Мурсалиев: Мне кажется, что несколько сомнительно, чтобы буквально с понедельника Россия перешла на поставки энергоносителей в Украину по мировым ценам. Равно, как и совершенно нереальным представляется тот факт, что Украина в нынешней ситуации, в данной ситуации может принять эти условия и согласиться на вхождение в Единое экономическое пространство. Во-первых, Единого экономического пространства все еще нет, можно только декларировать желание продолжить работу по участию в этом пространстве. Скорее всего, ответ будет таков, что нет, конечно, мы не отказываемся от участия в этом пространстве.

Владимир Тольц: Показательно то, что сказал мне накануне казанского саммита Госминистр Грузии по вопросам евро-атлантической интеграции Гия Барамидзе:

Гия Барамидзе: Грузия никогда никому не обещала за меньшую цену за газ продать свою страну или отказаться от независимости. Что касается коммерческих отношений, мы готовы платить за то, что мы будем потреблять. Единственное, что мы не хотим, что бы произошло, чтобы политизировать эту тему.

Владимир Тольц: Но все это - как высокая политика, так и роскошные - под Путина - апартаменты на Архиерейской даче, и свежеотреставрированные для президентской встречи залы бывшего Дворянского собрания - всё это для немногих избранных. А для многих, как всегда, хлеб и зрелища. Одних милиционеров, охраняющих от них высоких гостей (ну, и их самих от самих себя, конечно) - 15 000. А еще 11 президентов стран СНГ и их свиты, 115 лошадей для скачек на призы Путина и Шаймиева и более тысячи корреспондентов, которые эти и прочие зрелища должны освещать: А по части "хлеба" - татарское гастрономическое разнообразие от тутырмы до чак-чака и к этой закуси символизирующее братство народов крепкое сочетание "Ханской водки" и "Русского стандарта". Ну, и еще масса "гостинцев" и мероприятий, о которых из Казани рассказывает Рафиз Земдиханов

Рафиз Земдиханов: Улицы Свердлова в Казани больше нет, и не потому, что ее переименовали на Петербуржскую, а потому что она, сменив имя, полностью изменила и свой облик. Улица стала пешеходной и, наверняка, еще станет любимым местом прогулок и отдыха казанцев. Даже здания здесь будут особенной - питерской архитектурой, стилизованные под ни с чем несравнимые старые дома.

Официальные торжества казанского миллениума начались с открытия как раз этой улицы 24 августа. Реконструкция этой улицы производилась в соответствии с соглашениями между администрацией Казани и Санкт-Петербурга. Подарок петербуржцам татарам понравился.

На торжествах приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Улица Санкт-петербуржская находится в самом центре тысячелетнего города. В ее ансамбле есть элементы стрелки Васильевского острова, петербуржских набережных и улиц. Кроме того на улице установлена уменьшенная копия галеры, на которой в Казань в 1767 году прибыла Екатерина Вторая. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко во время открытия улицы приветствовала тысячи казанцев, пришедших на церемонию, на татарском языке, чем вызвала бурю аплодисментов. Она передала им поздравления от своих сограждан с тысячелетием Казани.

Валентина Матвиенко: Я очень рада, что петербуржцы смогли в год тысячелетия Казани преподнести вам такой замечательный подарок - Петербургскую улицу. Это наш ответный подарок, поскольку жители Казани, Татарстана к 300-летию Петербурга подарили нам обновленную Казанскую улицу, которая сегодня является одной из самых благоустроенных в Санкт-Петербурге.

Рафиз Земдиханов: Выступавший после питерского губернатора Минтимер Шаймиев особо выделил тот факт, что в республике царит межконфессиональное и межнациональное согласие.

Минтимер Шаймиев: Мы с вами, начиная с этих минут, начали праздновать тысячелетие нашей столицы Казани. Мы приняли эстафету празднования от Санкт-Петербурга. Нас еще объединяет то, что председателем государственной комиссии празднования 300-летия Санкт-Петербурга и тысячелетия Казани является президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Юбилеев в стране много разных, но это единственный случай, когда сам президент страны является председателем комиссии. Это, я считаю, что дань уважения к нашей истории, истории страны, Санкт-Петербурга, истории нашей земли - земли Татарстана - и его столицы Казани.

Рафиз Земдиханов: Было видно, что он рад установке в начале улицы Петербургской бюста известному петербургскому ученому Льву Гумилеву. По первоначальной идее на этом месте должен был стоять памятник Петру Первому. Но жители Казани и некоторые национальные организации выступили против памятника Петру Первому, который целенаправленно вел политику уничтожения татарского наборы. Собирали более семи тысяч подписей, устраивали пикеты. И вот место, предназначенное для памятника Петру Первому, занял Лев Гумилев.

Минтимер Шаймиев: Для того, чтобы оценить и для того, чтобы придти к такому выводу, надо знать хорошо историю. Сын Ахматовой и Николая Гумилева, выдающихся поэтов, писателей своего времени, столько сделал и посвятил свою жизнь для того, чтобы знать истоки и обеспечивать на этой основе, на основе этой правды мир и согласие между людьми. И он не однажды и не один-два года - десятилетиями сидел в тюрьмах и ссылках. И по сути дела по всей жизни был верен своей идее, что люди должны жить в мире и находиться у власти, зная правду о своей истории.

Рафиз Земдиханов: Минтимер Шаймиев, Валентина Матвиенко и другие официальные лица в сопровождении нескольких тысяч казанцев первыми прошлись по ней. Питерцы не обижались за отказ пустить Петра Первого на обновленную улицу. Президента Татарстана и губернатора Петербурга не раз останавливали, поздравляли, благодарили. Одновременно на улице проходил костюмированный бал, в котором участвовали герои литературных произведений, звучала живая музыка в исполнении лучших казанских музыкальных коллективов. Любопытно, что накануне открытия Центра Эрмитаж в казанском Кремле вице-премьер Татарстана Валеева сказала о почтительном отношении казанцев к Екатерине Второй, которая разрешила татарам строить мечети. Прозвучала параллель Екатерины и Валентины, и все улыбались с удовольствием. И в конце ложечка дегтя: неподалеку стоит разбитая улица Московская, в руинах, с глубокими колдобинами. Вопреки договоренностям, Москва передумала отреставрировать свою тезку-улицу. Так что казанцы теперь Питер и Валентину воспринимают как родных и близких, в отличие от Москвы и Лужкова.

Владимир Тольц: И еще "ложечка дегтя" вдобавок к той, о которой сказал Рафиз. Демонстрируя свой скептицизм относительно перспектив СНГ, в Казань не приехал президент Туркменистана Сапармурад Ниязов. Туркменбаши предпочел сосредоточится на более возвышенном - второй день отмечает вывод при помощи российской ракеты в космос своего историко-философского труда "Рухнама":

Ефим Фиштейн: Первого сентября начинается очередной учебный год. Между детьми, учителями и родителями устанавливаются отношения, которые, в конце концов, и определяют качество знаний, да и многие личностные качества школьников. О практике таких отношений в российских и зарубежных школах рассказывают родители - Оксана Буторова, редактор Интернет-сайта "Gorod FM" из Екатеринбурга и Андрей Шарый, мой коллега, журналист, работающий в Праге. С ними беседует Владимир Ведрашко.

Владимир Ведрашко: Как видится вам суть отношений между учеником и учителем? В чем смысл этих отношений?

Оксана Буторова: Мне видится смысл этих отношений в сотрудничестве. То есть учитель развивается, помогая детям расти, и дети в свою очередь обогащают учителя какими-то своими идеями, новым видением жизни.

Андрей Шарый: Мой сын сейчас студент, он учился в разных системах образования. Он учился сначала в Москве в младших классах, потом несколько лет в Хорватии, а заканчивал школу в международной британской школе в Праге. У меня есть возможность сравнить отношения учителя и ученика в трех этих системах образования, они довольно разные. Принципиально, мне кажется, что то, о чем говорила Оксана, характерно для российской системы образования, как я себе ее представляю. Для западной системы образования значительно более характерна деперсонализация отношений ученика и учителя. Особенно это касается платных школ, где учился и мой сын. Там, как мне кажется, значительно больший акцент делается на то, что образование нужно самому ребенку и оно нужно его родителям. Не дело школы доказывать ребенку, что он должен какие-то знания получать. Учитель предлагает знания, учит, ученик берет или не берет эти знания. Но это его личное дело.

В отношениях между учителем и учеником, как мне представляется, в других странах, не таких, как Россия (я не говорю, что это хорошо или плохо - это просто по-другому) отсутствует элемент личной связи, личного восприятия учителем ученика, как "хорошего мальчика" или "плохого мальчика", и из этого -- выведение ему каких-то положительных или отрицательных оценок.

Владимир Ведрашко: Оксана, расскажите, пожалуйста, о вашем личном родительском опыте, касающемся отношений вашего ребенка и учителя. Ваш сын заканчивает начальную школу?

Оксана Буторова: Да, сын пойдет в четвертый класс. И тут я совершенно согласна с Андреем, что именно в российской школе, как нигде, приветствуется личное отношение между учителями и учениками. То есть действительно, это, конечно, не отцы, потому что в основном женщины учителя в школах, но как матери, как бабушки они играют очень большую роль в общении с детьми. У меня ребенок пойдет в четвертый класс. Я не знаю, может быть в более старших звеньях будет и немножко западное отношение между учителями и учениками, когда ученик должен будет сам взять то, что ему дают. Но пока очень ценно, когда учитель своим собственным примером и авторитетом показывает ребенку, насколько ему нужно учиться и, главное, делает интересным этот процесс не только для родителей и для детей, но и для себя.

Владимир Ведрашко: Андрей, как строились на протяжении всех лет обучения отношения вашего сына и ваши отношения с учителями?

Андрей Шарый: Мои отношения с учителями строились вполне конструктивно и, я бы сказал, профессионально. Они не строились на системе цветов, не дай бог, взяток или каких-то подарков классному руководителю. Система международного британского образования такова, что ротация учителей довольно значительная. Учителя путешествуют из Буэнос-Айреса в Прагу, в Москву и другие города, где такие школы есть. Это означает, что учитель может проработать два-три года в школе. И это одна из причин, по которой его отношения с учеником не успевают превратиться в семейные, полусемейные отношения.

Что же касается отношений учителей и родителей, главное, что в них есть и в чем они, как мне кажется, отличатся от российской системы образования, то дело вот в чем. Как и во всем западном мире, главное - это сохранение твоего личного багажа и очень бережное отношение к тебе, как к личности. Никакая информация о том, как ты учишься, никакая информация о том, хороший ты ученик или плохой -- не выносится на общий суд. Родительских собраний как таковых не существует. Существует система личных собеседований. Ребенок приносит из школы таблицу, в таблице написаны имена учителей и время, в которое я могу в эту, скажем. пятницу с ними встретиться, если мне это нужно. Я, предположим, знаю, что мне нужно встретиться с учителем математики, физики и рисования, я записываю удобное мне время, прихожу в школу, и учитель один на один со мной беседует. Я задаю все вопросы и получаю все ответы, весьма честные и откровенные. Вся информация об учебе и состоянии дел у твоего ребенка остается внутри семьи. Потом, после разговора с учителем, ты говоришь со своим сыном по тем проблемам, которые важны для него. Это, кстати, довольно трудно, потому что ты не можешь опереться на сравнения, ведь ты не можешь судить о том, как учатся другие дети, ты этого просто не знаешь.

Владимир Ведрашко: Я обращаюсь к Оксане Буторовой в Екатеринбург: расскажите, пожалуйста, как проходят родительские собрания в школе, где учится ваш ребенок? Приходит ли он домой с какими-то жалобами на учителей?

Оксана Буторова: У нас немножко не так, вернее - совсем не так. Хотя никогда не сравнивают ребенка на родительском собрании с другими детьми, ребенка сравнивают с ним собой в предыдущий период. То есть его достижения сравнивают с его же достижениями, как он лично вырос за эту четверть или за этот год. Никогда нет такого, чтобы сравнивали, что другие ученики получили, мол, пятерки, а вот ты четверки - такого нет. Но надо сказать, что у нас немножко особенная школа - школа развивающего обучения, и там, в принципе, большое внимание уделяется развитию личности ребенка. И общественное мнение детей и родителей в процессе обучения очень важно. Учителя, родители и воспитатели (у нас в начальной школе еще воспитатели) они должны совместно сформировать такую систему ценностей, чтобы дети знали, что, допустим, сделать то-то и то-то -- плохо. Общественное мнение, которое внутри детского коллектива формируется вместе родителями, учителями и воспитателями, влияет на процесс обучения, на все родительские собрания. Это критерий, по которому оценивается жизнь класса, коллектива.

По поводу родительского собрания. Нам всегда говорят о каких-то достижениях, а проблему, которую стоит обсудить, предлагают обсудить с глазу на глаз.

Владимир Ведрашко: Андрей, вы, кажется, хотели добавить?

Андрей Шарый: Я хочу сказать о тех школах, о работе которых я могу судить, никакого общественного мнения, как фактора обучения и воспитания, не существует. Есть прямые отношения учителя с каждым учеником, есть прямые отношения родителя с каждым учителем. Есть родительские комитеты, которые могут устраивать выставки рисунков или что-то еще: Школа напоминает процесс производства, где идет обмен знаниями или получение знаний. Ребенок получает знания, какой-то набор моральных ценностей, но все это направлено строго к нему, и никакой коллектив в этом никакого участия не принимает. Я помню пару случаев, когда происходили обычные для любого детского коллектива происшествия, кого-то за что-то исключали, у кого-то были проблемы с поведением. Мы - родители - об этом узнавали далеко не сразу, если вообще узнавали. И есть какие-то вещи, которые не принято обсуждать. Если речь идет о том, что какой-то ребенок что-то плохое сделал, он наказан, об этом знает он, об этом знают его родители, об этом знают учителя. Но это -- не есть предмет широкой общественной дискуссии, по крайней мере, среди родителей. Может быть, в этом проявляется разница между коллективизмом или общинностью российской системы образования и западным воспитанием индивидуалиста, человека, который сам нацелен на свой результат, который сам за себя отвечает с малых лет, и при этом он отвечает вне сравнений с успехами других людей.

Владимир Ведрашко: Каковы каналы общения, взаимного контакта между учеником и учителем и между учителем и родителями?

Оксана Буторова: Я все-таки хочу подчеркнуть, наверное, меня неправильно поняли: у нас тоже проблемы не обсуждаются перед всеми родителями или перед всеми учениками в классе. Если это проблема, то это проблема ученика, о ней знают его родители и учитель. Нет такого, чтобы из этих проблем делали какой-то "воспитывающий" аргумент. Достижения обсуждаются, ставятся в пример. О проблемах учитель может сообщить любым способом: он может позвонить по телефону, встретиться утром, сказать, что, мол, придите ко мне. О родительских собраниях. Может быть, у нас школа не типичная образовательная школа, но я еще раз повторяю, что у нас обучают по принципу сравнения с достижениями, и на собраниях показывают достижения конкретного ученика. В плане того, что у кого-то есть такое достижение, а у моего ребенка нет - это, мне кажется, достаточно деликатный стимул для того, чтобы заняться процессом воспитания. А процесс коммуникации между учеником и учителем тоже может быть любым. Это может быть и публичное поощрение, и какое-то публичное порицание, когда действительно не личностных качеств ученика касается порицание, когда это должно быть действительно обсуждаемым перед всем классом. То есть когда не его личная вина в том, что так получилось, а суть проблемы в том, что нужно показать другим детям, как можно сделать, чтобы было лучше.

Владимир Ведрашко: Андрей, ответьте, пожалуйста, на тот же вопрос: каковы возможности общения, контакта между учителями, учениками и родителями?

Андрей Шарый: Мне нравится то направление беседы, которое идет на сравнениях, а не на оценках. Мы не говорим о том, что вот тут хорошо, а там плохо: Все разное - разные дети, разные учителя, разные национальные традиции. И в тех национальных традициях, о которых сейчас я говорю, существует такая система общения учителей, родителей и учеников. Школа распространяет письма, это делается регулярно - раз в две-три недели, -- которые дети приносят домой. И в этих письмах содержится вся информация о школьной жизни, необходимая родителям. Это информация о каких-то культурных мероприятиях, это информация о каких-то новых назначениях среди учителей - этот уволился, этот пришел, какие-то школьные вопросы, какие-то вещи, связанные с организацией внеклассной жизни. Вот это один важный и очень мне помогавший в свое время канал.

Существует и другая система коммуникаций. Дело в том, что это проще, чем я помню, в свое время было в московских школах, тем более у меня мама учитель, я очень хорошо это себе представляю. Я, когда был родителем в Москве, всегда чувствовал свою зависимость от учителя я был немножко ниже его. Он все время меня поучал. Здесь, к счастью, от этого комплекса избавлен. Учитель - это сервис. Есть башмачник, он мне башмаки чинит, а есть учитель - он моего ребенка учит. Они оказывают мне услугу, конечно, это разные услуги, но - услуги. И тут принципиальны отношения партнерства - я клиент учителя. Когда мне нужно было в старших классах, особенно, когда у ребенка возникали проблемы, я писал по е-мейлу письмо завучу или директору: мистер Джонс, я такой-то, я хотел бы встретиться с такими-то учителями, у меня возникла такая-то проблема. Мне назначали встречу, и вся эта коммуникация работала очень быстро, она работала так же, как если бы я позвонил в ателье по ремонту телевизоров и сказал - пришлите мне мастера. А тут я говорю: можно я приеду, и вы мне поможете чуть-чуть подремонтировать состояние дел у моего ребенка. Отношения учителя и родителя не строятся как отношения подчинения, когда я должен как-то особо относиться к учительнице - букет цветов принести, а то вдруг она к моему ребенку как-то не очень хорошо отнесется, вдруг она моего мальчика накажет или будет ставить ему плохие отметки? Кроме того, существует системы взаимной проверки. Были, конечно, конфликты с учителями. В 6 или 7 классе был конфликт с учителем английского языка. Я помню, как мы решали это все дело. Я говорил с ним сначала, мы были вдвоем, и я ему сказал: давайте как-то решим эту проблему, сервис построим на другом уровне. И мне не пришлось говорить потом с директором, потому что он знал, что я пойду потом к директору, если мы не договоримся, то есть будут неприятности. Мне кажется, в России в принципе невозможна такая постановка вопроса, когда я прошу учителя о том, чтобы он пересмотрел свое отношение к ребенку, понимая, впрочем, что ребенок не ангел. С ребенком, разумеется, тоже мне приходилось беседовать.

Владимир Ведрашко: Оксана, случались ли за время учебы вашего ребенка какие-то коллизии с учителями, которые вам приходилось решать, и как вы их решали?

Оксана Буторова: Хочется сказать, что мои ощущения от школы, когда я сама училась, тоже радикально отличаются от тех, которые я получаю как родитель. Именно поэтому мы тщательно выбирали школу, чтобы мы были уверены в уровне образования и в материальной какой-то составляющей, что учителя будут хотя бы профессионалами своего дела. Мне было очень приятно увидеть, что у нашего ребенка отношения с учителями ближе и теплее, чем, допустим, иногда с нами. То есть, как профессионал может найти такой подход, который нам нужно еще постараться найти к ребенку. Конечно, нам приятно было бы, если бы школа присылала письма, в которых была бы вся информация, мы могли бы реагировать, что-то обсуждать, что-то нет. Просто ребенок не всегда может донести адекватно все, что творится в школе. Но для этого существуют стенды. А то, что я сейчас могу в любое время написать по ICQ письмо учительнице, спросить: как дела у моего ребенка, что у нас за проблемы, когда я могу с вами встретиться - это, я считаю, большой шаг по сравнению с тем, что было в то время, когда учились мы.

Ефим Фиштейн: Более ста лет назад были открыты неандертальцы. С тех пор ученые пытаются найти им точное место на ветвях эволюционного древа человека. Поначалу неандертальцам отвели почетное место прародителей человека разумного, но потом сместили на тупиковую ветвь. Кто же такие неандертальцы, освоившие холодные просторы Европы гораздо раньше своих изнеженных разумных сородичей гомо сапиенс? На сегодняшний день накоплено множество фактов о жизни этих первобытных людей, которые позволяют представить их образ жизни, общественное устройство и технические навыки, понять, чем отличались они от культуры человека разумного. Доктор биологических наук Александр Марков расскажет об эпохе неандертальцев, ведет разговор Александр Костинский.

Александр Костинский: Итак, мы продолжаем наши передачи, которые посвящены антропогенезу, то есть тому, как возникал современный человек.

Александр Марков: В первой передаче мы говорили о древнейших предках человека, которые жили в то время, когда разделились эволюционные линии, одна из которых привела к человеку, а другая к шимпанзе и горилле - это произошло примерно 5-7 миллионов лет назад. Потом мы говорили об австралопитеках, которые жили от 4 до 2,-1,5 миллионов лет назад. От них произошел человек умелый, который научился делать каменное орудие. Следующий этап - это так называемые архантропы или питекантропы. На этот этап приходятся такие важнейшие достижения, как изобретение огня и выход за пределы Африки.

Александр Костинский: И теперь мы подходим к такому очень важному персонажу, как неандертальцы.

Александр Марков: В пределах вида гомо эректус, который был широко распространен в Африке, Азии и, по-видимому, отчасти в Европе, разные популяции двигались в сторону дальнейшего очеловечения, роста мозга, развития орудийной деятельности.

Александр Костинский: Можно сказать, что и человек, и неандертальцы имеют какого-то общего предка?

Александр Марков: Да, они имеют общего предка. Можно сказать, что между гомо эректус и высшими представителями рода людей - это человек разумный, неандерталец, между этими двумя уровнями существует некий промежуточный уровень. И жили эти промежуточные формы, начиная от миллиона лет назад и до двести тысяч лет назад.

Александр Костинский: Что важно - неандерталец не был предком человека. В совсем старых книжках можно было увидеть картинку, что неандерталец, а за ним следует человек.

Александр Марков: Совершенно верно. Раньше представляли эволюцию человека как линейный процесс и считали одно время неандертальцев предком человека. Но последние достижения генетиков убедительно показали, что неандертальцы не были нашими предками, что линии неандертальцев и человека разумного разошлись примерно 500 тысяч лет назад, и после этого момента не было обмена генами между нашими линиями. То есть неандертальцы развивались в Европе и в Западной Азии, а наши прямые предки, предки человека разумного, развивались в Африке.

Александр Костинский: После того, как из Африки вышли наши далекие предки, часть из них поселилась в Азии и в Европе. И от них уже произошли неандертальцы.

Александр Марков: Те популяции поздних эректусов или гейдельбергских людей, которые населяли Европу и северо-западную часть Азии, развивались в условиях более холодного климата и превратились в итоге в неандертальцев. А южные популяции, жившие в Африке, эволюционировали в том же направлении в сторону увеличения головного мозга, усложнения орудий и так далее, и они дали начало современному человеку разумному.

Александр Костинский: То есть мы - человек разумный - еще раз вышли из Африки. Неандертальцы - это, наверное, первые разумные европейцы, получается.

Александр Марков: Да, неандертальцы - это первые разумные европейцы - это очень удачная метафора. Надо сказать, что большой мозг как у современного человека, порядка 1300-1500 кубических сантиметров, развился независимо у нас и у неандертальцев.

Александр Костинский: Но вообще они крепче были.

Александр Марков: Да, они были ширококостные, они были пониже ростом, но очень крепкие, с широким тазом, с широкой бочковидной грудной клеткой. По-видимому, очень физически сильные были люди.

Александр Костинский: Какая у них была культура, какая организация племен?

Александр Марков: Во-первых, как такового искусства у неандертальцев вроде было. Хотя им были знакомы краски, возможно, они раскрашивали свои тела в каких-то целях ритуальных. Известно довольно много захоронений, то есть свидетельств того, что неандертальцы хоронили своих покойников, а это свидетельствует о наличии каких-то мистических религиозных представлений, вера в загробную жизнь. Причем в некоторых захоронениях найдена вместе с костями пыльца цветов. Еще найдены ожерелья из медвежьих когтей. Это уже искусство. И недавно во Франции в неандертальской пещере нашли нечто вроде статуэтки. Это кусок кремния, по форме напоминающий лицо то ли человека, то ли животного, очень условно. В дырочку в этом кремне вставлена еще косточка таким образом, что получается как бы два глаза - некое подобие скульптурной головки.

Александр Костинский: В одно и то же время разительно отличается от произведений людей, которые сейчас смотрятся потрясающе.

Александр Марков: Пещерная живопись в пещерах Испании, Франции - это, конечно, совсем другое искусство. Что характерно для неандертальского искусства, если это можно так назвать, каждое его произведение уникально. То есть если неандертальский гений вдруг создавал какое-то произведение, это не вызывал у его сородичей желания ему подражать. У живших в Европе в это же время сапиенсов возникали стили, моды на определенные изображения, которые распространялись на тысячи километров от пещеры к пещере, и люди рисовали одинаково, в одинаковой манере. Очень интересной особенностью неандертальцев была и почти стопроцентная мясная диета. Сейчас научили определять по химическому составу костей, не менее 90%.

Александр Костинский: То есть они полностью мясоедами были.

Александр Марков: В отличие от сапиенсов, которые употребляли рыбу, моллюсков и растительную пищу. Причем жившие одновременно в Европе сапиенсы и неандертальцы различались таким образом по своей диете. Возможно, что такая чисто мясная диета неандертальцев была связана с крепким телосложением и с адаптацией к холоду. Корме того, недавно установлена такая интересная особенность, которая тоже может быть связана с чисто мясной, высококалорийной диетой - очень быстрый рост. Неандертальцы росли очень быстро и очень быстро взрослели, у них не было подросткового периода. То есть где-то в 10-12 лет неандерталец уже был взрослым и по своему размеру, и по физическому развитию. Напротив, у сапиенсов период развития резко удлинился.

Александр Костинский: Орудия у них были, огонь?

Александр Марков: Огонь у неандертальцев был, и они, по-видимому, умели его разводить, потому что у них нет таких многотысячелетних кострищ с многометровым слоем золы, где огонь поддерживался на одном месте. Что касается каменных орудий, средне палеолитическая культура, для которой характерно очень высококачественное каменное рубило двустороннее как у питекантропа, но более совершенное, более качественное, а также различные кремневые отщепы, которые использовались, вероятно, для обработки шкур, для всяких тонких манипуляций.

Александр Костинский: Составные у них были орудия?

Александр Марков: Да, недавно была найдена копи с каменными наконечниками для ближнего боя. Таким образом, неандертальцы были умелыми охотниками, им часто приходилось вступать в жестокие схватки с крупными животными. Об этом свидетельствует распределение травм на их теле. Травмы расположены в основном на руках, голове и шее.

Александр Костинский: А жили они семьями?

Александр Марков: Жили они, конечно, какими-то группами. И человек, и все его предки несомненно были общественными - это не одиночки были. По косвенным некоторым данным можно предполагать, что неандертальцы жили более мелкими группами по сравнению с сапиенсами. Именно в способности организовать большой коллектив, действующий слаженно, состояло главное преимущество сапиенсов, которое позволило им в Европе победить в этом противостоянии.

Александр Костинский: Известны ли следы взаимодействия, борьбы сапиенсов и неандертальцев? Потому что, если мы говорим, что неандертальцы были крупнее, сильнее, мясоеды, казалось бы, на их стороне должно быть все преимущество.

Александр Марков: По поводу совместных нахождений сапиенсов и неандертальцев здесь дело обстоит довольно сложно. Долгое время считалось, что такое местонахождение есть в Израиле на горе Кармел, там есть пещеры, в которых найдены кости людей как неандерталоидного, так и современного типа. Но во время недавно проведенного преследования доказали, что это кости разного возраста. Там было удивительное противостояние, длившееся много тысяч лет. Сначала древнейшие кости возрастом до 130 тысяч лет были неандертальские. Потом возраст от 130 до 80 тысяч лет назад - там кости людей современного типа. Выше возрастом 65-47 тысяч лет назад опять неандертальцы, а еще выше, более молодые - опять люди современные. То есть пещера переходила из рук в руки. По-видимому, это могло быть связано с изменениями климата. Когда климат становился холоднее, приходили неандертальцы, когда становилось теплее, из Африки выходили сапиенсы. Но следов каких-то стычек между двумя видами людей пока неизвестно.

Александр Костинский: Но все-таки, почему человек победил, почему он вытеснил неандертальцев?

Александр Марков: Некоторые антропологи полагают, что главное преимущество сапиенсов было в их способности создавать большие организованные коллективы, то есть подчинять свои интересы интересам группы. Чтобы существовал большой коллектив, действующий согласованно каждый человек должен уметь жертвовать своими личными интересами ради интересов общества. И вот у человека те центры, которые отвечают за обуздание инстинктов, они располагаются прежде всего в лобных долях, которые как раз у сапиенсов развиты довольно сильно. А у неандертальцев был низкий лоб, у них лобные доли были менее развиты. Поэтому некоторые антропологи считают, и я тоже так думаю, что неандертальцы были более необузданны и не умели сдерживать свои инстинкты, они были более дикими.

Александр Костинский: Александр, скажите, пожалуйста, как мы можем подытожить эти двести тысяч лет, которые жили неандертальцы?

Александр Марков: Пожалуй, самый главный урок, который можно извлечь, то, что еще недавно на земле существовало два альтернативных человечества - мы и они. Различия генетические огромны, то есть это было другое человечество, у которого независимо от нас развился огромный мозг, мозг, по-другому устроенный. По-видимому, эти люди как-то по-другому мыслили, как-то по-другому видели мир, у них были какие-то свои перспективы развития, которые были пресечены. Может быть, если тогда сорок тысяч лет назад сапиенсы не хлынули в Европу, мы бы имели совершенно другой мир с двумя совершенно разными цивилизациями. Но этого не случилось. И мы теперь, наверное, никогда не узнаем, чем жили эти наши конкуренты-родственники.

XS
SM
MD
LG