Ссылки для упрощенного доступа

Британское правительство ждет подтверждения информации, появившейся в конце прошлой неделе, о том, что якобы в России арестованы два британских шпиона.




Кирилл Кобрин: Актуальная в последние полторы недели российская, собственно, теперь уже международная тема - шпионский скандал в России, связанный как с британскими дипломатами, так и с деятельностью российских неправительственных организаций. Сейчас скандал несколько поутих, но британское правительство ждет подтверждения информации, появившейся в конце прошлой неделе, о том, что якобы в России арестованы два британских шпиона.


Ирина Лагунина: Будет ли Великобритания продолжать финансировать демократические проекты в России? А если будет, то каким образом? После истории с "волшебным" камнем эти проблемы обсуждаются и британскими политиками, и британскими газетами. Но до того как искать ответы на эти вопросы, надо разобраться в другом. Мой коллега Владимир Тольц.



Владимир Тольц: А зачем вообще британское правительство через свои фонды помогает российским правительственным и неправительственным организациям? - спрашиваю я своего коллегу Фрэнка Уильямса, в течение пяти лет занимавшегося реализацией таких проектов в России.



Фрэнк Уильямс: Это сложный вопрос. Дело в том, что то, что кажется сейчас немножко странным и безумным, пять лет назад казалось более-менее логическим. Это было построение гражданского общества в России, скажем так. Я работал в области журналистики, в области обучения молодых журналистов, мы старались обучать хорошей, профессиональней, а не предвзятой, не продажной журналистике, потому что честная, непродажная журналистка - это одна из основ построения гражданского общества, и это нам казалось тогда вполне логичным.



Владимир Тольц: Ну, до этого еще далеко. А вот промежуточный результат: журналист, 18 лет назад начинавший во "Взгляде" с репортажа о неразрешенном митинге молодых демократов на Дорогомиловской площади, показывает нам инспирированный сверху фээсбэшный сюжет о шпионской зловредности вашей британской помощи и неправительственных организаций, его соотечественников.



Фрэнк Уильямс: Конечно, очень трудно предсказать результаты любой деятельности. Тот факт, что господин Путин так боится деятельности вообще негосударственных организаций, показывает, что действительно они эффективны.



Владимир Тольц: Как вы считаете, после нынешнего скандала британское финансирование помощи российским неправительственным и правительственным организациям будет продолжена?



Фрэнк Уильямс: Это все зависит от того, считает ли британское правительство целесообразным инвестировать финансы в организации, которые могут страдать вообще от такого финансирования. Я думаю, что такое желание есть, мы можем иметь дело сейчас в России или с последними явлениями вообще старой системы, или пути на будущее. Посмотрим, что будет.



Ирина Лагунина: Вернусь к тем вопросам, которые обсуждаются в Великобритании в связи с так называемым "шпионским скандалом". Британский историк и публицист Тимоти Гартен-Эш предлагает посмотреть на то, через какие каналы Великобритания направляет средства для поддержки демократии в России.


Из статьи в газете "Гардиан": "Урок состоит в том, что если общественные средства направляются на развитие демократии, это должно происходить через институт, деятельность которого абсолютно прозрачна и как можно более независима от правительства. В Великобритании уже есть такой институт, она называется Фонд демократии «Вестминстер». Можно посетить сайт этой организации www.wfd.orgи увидеть, что она делает. Можно прочитать ее ежегодные отчеты и выяснить, кого конкретно она поддерживала. Ее бюджет, на данный момент он не велик, всего 7 миллионов долларов, почти полностью предоставлен Министерством иностранных дел. Но решение о том, как потратить эти деньги, принимается независимым советом, директорами от всех политических партий, представленных в нижней палате парламента, и независимыми общественными деятелями.


Глава организации - спикер Палаты общин. Фонд работает в мире под флагом старейшего из парламентов. Я считаю, что спикер российского парламента Борис Грызлов собирается поднимать этот вопрос со своими коллегами в Великобритании. Правильно, он и должен это сделать. И хорошо было бы, если бы его британские коллеги могли ответить, что абсолютно легитимная цель развития демократии происходит под тщательным наблюдением и в обстановке полной открытости, через независимый орган, управляемый независимым советом, под контролем старейшего парламента в мире. Вот это было бы хорошим примером оказания помощи и не только со стороны Великобритании".


Но действительно ли непрозрачность Фонда глобальных возможностей дала возможность российскому ФСБ развернуть кампанию против правозащитных организаций? Или сама идея этой акции все-таки в другом? Напомню слова, сказанные в нашем эфире председателем Московской Хельсинской группы Людмилой Алексеевой.



Людмила Алексеева: Насколько я понимаю, идея такая - подготовить общественное мнение к разгрому правозащитного сообщества, наиболее активной, наиболее независимой части третьего сектора и гражданского общества в России. А идея в том, чтобы, подавив правозащитников, после и гражданское общество затоптать, чтобы молчали все к 2007-2008 году и дальше.



Ирина Лагунина: И так ли важно в этой ситуации, через какие британские институты выделяется помощь на развитие демократии, через Фонд глобальных возможностей или через фонд "Вестминстер".


Впрочем, Россия в этом плане не одинока. Не далее как 24 января суд в Астане постановил закрыть неправительственную организацию, которая занимается борьбой с коррупцией. Причина та же - организация получала деньги из-за рубежа. Суд заявил, что надо проверить, не представляет ли антикоррупционная деятельность этой организации угрозу безопасности Казахстана.


XS
SM
MD
LG