Ссылки для упрощенного доступа

По мнению главы МАГАТЭ, в поддержку резолюции о передаче иранского досье на рассмотрение в Совет Безопасности уже собрано достаточно голосов


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Олег Винокуров: Продолжается сессия совета управляющих МАГАТЭ в Вене, где сегодня ожидается голосование по предложенной "европейской тройкой" (Великобритания, Германия и Франция) резолюции о передаче иранского атомного досье в Совет Безопасности.



Юрий Векслер: Ирану будет предоставлен месячный срок: за это время Иран должен по требованию МАГАТЭ прекратить работу над обогащением урана.


По мнению главы МАГАТЭ Мохаммеда Эль-Барадея, в поддержку резолюции о передаче досье на рассмотрение в Совет Безопасности уже собрано достаточно голосов.


В случае принятия резолюции Иран угрожает прекратить сотрудничество с МАГАТЭ, закрыть свои ядерные объекты для международных инспекторов и приступить к масштабному обогащению урана. Пожалуй, последней надеждой сравнительно быстро разрешить конфликт является возможное согласие Ирана с предложением России, проводить обогащение урана на ее территории. Если же этого не произойдет, то что может предпринять Совет Безопасности? О возможном сценарии говорит профессор Харальд Мюллер из Фонда исследования международных конфликтов в Гессене.



Харальд Мюллер: На первом этапе Совет Безопасности только примет к сведению зафиксированные МАГАТЭ нарушения Ираном обязательств по договору о нераспространении ядерного оружия, и, призвав Иран в срочном порядке выполнить требования МАГАТЭ, отправит досье обратно в Вену. На следующем этапе, если Иран будет упорствовать и далее подталкивать Китай и Россию к позиции Запада, могут быть приняты экономические и дипломатические санкции: отзыв посольств и высылка иранских дипломатов. Но до этого еще далеко, я полагаю несколько месяцев.



Юрий Векслер: На вопрос «чем может Иран на это ответить?» Харальд Мюллер сказал...



Харальд Мюллер: Считается, что Иран может сократить производство нефти, но Ирану больше чем кому бы то ни было нужны деньги. Он может попытаться бойкотировать определенных покупателей, но крупные посредники все равно перераспределяют нефть по своему усмотрению. Так что нефть не станет действенным инструментом.


Атомной темой президент Ирана пытается сплотить население страны в свою поддержку, так как во внутренней политике и экономике он несостоятелен. Это может привести в конечном итоге к недовольству в обществе. Важным является ответ на вопрос: какой реальной поддержкой обладает президент в иранских элитах? Там есть и другие силы, которые больше заинтересованы в сохранении хороших экономических и других связей с остальным миром. Только на этапе международной изоляции Ирана окончательно выяснится, насколько сильны позиции иранского президента в собственной стране.


XS
SM
MD
LG