Ссылки для упрощенного доступа

Леонид Рошаль дал показания на процессе по делу о захвате заложников в Беслане


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.



Андрей Шарый: Сегодня в суде Владикавказа известный российский врач, детский педиатр, Леонид Рошаль дал показания на процессе по делу о захвате заложников в Беслане. Судят единственного, по официальной версии, оставшегося в живых участника этого теракта Нурпаши Кулаева. Родственники пострадавших и погибших настоятельно требовали прибытия на процесс в качестве свидетеля доктора Рошаля. И вот он приехал. Репортаж из зала суда корреспондента Радио Свобода во Владикавказе Юрия Багрова.



Юрий Багров: Детского врача Леонида Рошаля в Северной Осетии ждали давно. Женщины из организации "Голос Беслана" даже обращались к педиатру с открытым письмом, так как судья отклонял ходатайства о вызове Рошаля в суд. Сегодняшнее заседание по делу Нурпаши Кулаева началось с 4-часовым опозданием. Самолет из Москвы приземлился лишь около 3 часов дня. В 15:30 Рошаль был в суде. Врач, который в дни бесланской трагедии находился в Северной Осетии, объяснил, почему ему не хотелось приезжать в республику вновь.



Леонид Рошаль: Если бы, конечно, не ваша просьба (понимаю ваше состояние), я бы не приехал. Мне многие не советовали сюда ехать, говорили: "Пожалей себя. Потому что здесь невозможная совершенно обстановка. (Я рассказываю то, что мне говорили). Люди ведут себя некорректно, что здесь много политики, что люди ангажированы, что любые ваши слова все равно не будут услышаны, что они хотят что-то такое, что непонятно даже сформулировать. Вам ехать туда не нужно, потому что кроме позора ничего не будет". Но я решил все же, что ехать надо, потому что это горе. Мне от вас прятаться нечего. Совесть моя перед вами абсолютно чиста.



Юрий Багров: О том, что захвачена школа в Беслане, по словам доктора Рошаля, он узнал от журналиста, который связался с ним по телефону. На правительственном самолете врач прибыл в Северную Осетию. В записке, переданной террористами, фамилия Леонида Рошаля была одной из четырех, с кем они хотели вести переговоры. Приехав в Беслан, Леонид Рошаль по телефону связался с людьми, захватившими школу.



Леонид Рошаль: Причем, мне все время отвечал один и тот же голос. Первый вопрос у меня к ним был: "Я прилетел. Вы меня вызывали. Вы направили записку, в которой было написано "доктор Рошаль". У вас дети. Я хочу к вам прийти". "Мы вас одного не пустим. Если вы придете сразу вчетвером, тогда мы будем говорить". "Какие ваши требования?" "Только тогда, когда вы придете вчетвером, мы будем с вами говорить". "Но у вас же дети!" Это был не один разговор, а несколько. Они иногда бросали трубку, надо было снова звонить. "Там дети!" "Ну и что?" Затем следующий звонок и опять: "Что вы хотите? Пустите меня. Вы зовете четырех людей. Трое из них политики. Разбирайтесь с ними сами. Я - доктор. Мне нужно посмотреть в каком состоянии дети. У вас там есть больные. Директор школы имеет диабет. Еще, наверное, там есть больные. Я с лекарствами приду для того, чтобы помочь". "Если вы к нам пойдете один, мы вас убьем".



Юрий Багров: В течение двух дней Леонид Рошаль вместе с министром здравоохранения республики организовывал работу медицинских служб.



Леонид Рошаль: Одновременно моя задача была не только вести постоянные переговоры, я еще работал в течение фактически двух суток вместе с министром здравоохранения по организации оказания помощи. Там были вопросы - 300 человек, не 300 человек. Медицина на эти цифры не обращала никакого внимания. К концу первых суток было освобождено почти тысячу коек. Всю ночь мы с министром здравоохранения разъезжали по больницам. Я был в больнице Беслана. Прошел по всем отделениям, посмотрел, что надо, что не надо, что еще дополнительно надо. Я лично звонил в Карачаево-Черкесию в министерство, в Назрань звонил, чтобы прислали еще дополнительно "скорые помощи". Потому что считалось, что не достает здесь мест. Мы были у военных, которые занимаются вопросами оказания медицинской помощи. Бал план - где, какие силы должны быть расставлены.



Юрий Багров: Утром 3 сентября доктор Рошаль, общаясь с жителями Беслана, сообщил, что дети смогут находиться без воды и пищи в школе еще 8-9 дней. Это утверждение он повторил и сегодня. Однако убедить в этом женщин, потерявших своих детей, педиатру не удалось.



Леонид Рошаль: Было много народу. Народ собрался в зал. Сначала не было микрофона, потом дали микрофон. Я должен был говорить. Я стал честно рассказывать то, что я знал до этого момента, какие переговоры вел. Мало того, я понял, что нужно народу дать какую-то надежду. Поэтому я стал говорить о том, когда вы получите своих детей обратно, они трое суток не ели и не пили. Будьте любезны, (кто там был - подтвердит, что я это говорил) не кормите их много, не поите их. Потому что будет переворот в водной системе, у них будет шок. Я никогда не забуду горя настолько, что я бежал целый квартал за одним отцом, который схватил своего ребенка и нес его как сумасшедший, чтобы посмотреть в каком состоянии у него ребенок. Потом мне из зала задают вопрос: "Скажите, пожалуйста, а сколько дети могут прожить без воды?" Я сказал: "8 суток".



Юрий Багров: Доктор Рошаль выразил недоумение в связи с его вызовом на судебный процесс по делу Нурпаши Кулаева. Он сообщил, что ознакомился с протоколами судебных заседаний. Ему непонятно, какую цель преследуют потерпевшие.



Леонид Рошаль: Я прочитал вчера до 4 часов утра все заседания. Я хочу понять - какая цель вот этого всего? Судить его, или найти и расстрелять за то, что виноваты Проничев, президент Ингушетии Зязиков, Дзасохова расстрелять, Путина расстрелять? Тогда мы успокоимся, да? Между прочим, тоже самое хотят террористы. Они хотят расстрелять и Путина. Потому что в этой ситуации фактически смыкаются действия террористов и всего. А вы что хотите, чтобы во Владикавказе шариатский суд был? Вы что хотите, чтобы во Владикавказе женщин насиловали? Вы что хотите, чтобы во Владикавказе крали людей? Поэтому Путину надо за это сказать спасибо, а не расстреливать.



Юрий Багров: Слова Леонида Рошаля задели жителей Беслана. Некоторые обвиняли его в даче ложных показаний, другие, наоборот, - благодарили за помощь, оказанную в дни трагедии.


Гневные выкрики в адрес педиатра пресекал председательствующий Тамерлан Агузаров. Одну из пострадавших Кабесову судья удалил из зала.


XS
SM
MD
LG