Ссылки для упрощенного доступа

Суд признал незаконным взыскание, вынесенное в колонии Михаилу Ходорковскому


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров.



Андрей Шароградский: Суд города Краснокаменск снял с Михаила Ходорковского взыскание, наложенное руководством колонии, где он отбывает наказание. Начальство колонии объявило Ходорковскому выговор за то, что он без разрешения оставил рабочее место. Адвокат Наталья Терехова доказала суду, что ее подзащитный этого не делал. Адвокаты также намерены добиться получения документов, на основании которых Ходорковский был отправлен именно в колонию Краснокаменска.



Мумин Шакиров: Михаил Ходорковский по решению Краснокаменского суда Читинской области получил выговор незаслуженно. Об этом сообщила журналистам председатель суда Лариса Жукова, которая удовлетворила жалобу адвоката экс-главы ЮКОСа Натальи Тереховой. О деталях этого процесса рассказал радио Свобода сотрудник пресс-центра Михаила Ходорковского Максим Дбар. С ним беседовал наш коллега Михаил Фролов...



Максим Дбар: Это взыскание было наложено администрацией колонии якобы за то, что Михаил Ходорковский самовольно оставил свое рабочее место в швейном цеху. Это не так. Ситуация развивалась следующим образом. В процессе работы у Михаила Ходорковского сломалось оборудование, и он в соответствии с инструкцией пошел, чтобы сообщить об этом наладчику цеха. При этом рабочее место, которым является швейный цех, он не оставлял, все его перемещения проходили в рамках цеха.



Михаил Фролов: А каким именно образом было наложено? Кто накладывал взыскание? Кто увидел, что его нет непосредственно у швейной машинки?



Максим Дбар: Я так понимаю, что увидел надзиратель, а само взыскание налагается руководством колонии и фиксируется в личном деле.



Михаил Фролов: Как проходил процесс опротестовывания этого решения?



Максим Дбар: Насколько мне известно, он растянулся на несколько дней: стороны излагали свою точку зрения, суд удалялся на принятие решения. Сегодня появилась информация, что решение это принято и решение в пользу Михаила Ходорковского.



Мумин Шакиров: Это взыскание - не единственное, полученное Ходорковским за время пребывания в колонии Краснокаменска. Второе было наложено 24 января 2006 года за хранение якобы запрещенных документов, которые были обнаружены в его вещах. В результате, экс-главу ЮКОСа направили в штрафной изолятор на пять суток. Это взыскание защита Михаила Ходорковского также обжаловала в городском суде. О подробностях этого дела рассказывает адвокат Юрий Шмидт...



Юрий Шмидт: По этому делу тоже уже в Краснокаменском суде находится жалоба. Как вам известно, сегодня Краснокаменский суд как раз отменил первое из наложенных взысканий. Между прочим, он тем самым уже признал незаконность и помещения, и второго взыскания, направление в ШИЗО, потому что направление в штрафной изолятор применяется к злостным нарушителям. Ходорковского считали нарушителем, имеющим уже выговор за оставление рабочего места, и поэтому применили более строгое по тяжести своей наказание. Я, конечно, не могу предугадывать решение суда, дай Бог ему мужества и поменьше звонков из центра и звонков "сверху", но наказание это совершенно не обоснованно, это чистой воды бред. Заключенному действительно запрещается иметь документы, но то, что он имел, это были не документы, это были открытые интернетовские распечатки двух приказов министра юстиции, касающиеся прав и обязанностей заключенных, а такие документы могут быть... и публикуются. В этом случае они были взяты из интернета, через какое-то время они будут опубликованы в "Вестнике Министерства юстиции". Заключенному разрешается иметь любую литературу, кроме литературы по боевым искусствам, взрывному делу, порнографическую, ну, там, еще кое-какие исключения есть. Так вот это была юридическая литература.



Мумин Шакиров: Полученные взыскания негативно влияют как на условие содержания заключенного Ходорковского, так и лишают его возможности встречаться с родными и близкими, считает сотрудник пресс-центра Михаила Ходорковского Максим Дбар...



Максим Дбар: Сведения о полученных взысканиях остаются в личном деле заключенных и могут повлиять на принятие решения о переводе на облегченный режим, об условно-досрочном освобождении и о встречах с родственниками.



Мумин Шакиров: Вопрос местонахождения Михаила Ходорковского также давно беспокоит его адвокатов. Защита экс-главы ЮКОСА требует от Федеральной службы исполнения наказаний предоставить документы, на основании которых он был этапирован в Читинскую область.



Юрий Шмидт: Мы написали заявление, сослались на закон, согласно которому осужденный имеет право и должен быть отправлен в колонию по месту своего жительства или по месту осуждения, что в данном случае совпадает. Федеральная служба исполнения наказаний, вопреки всяким фактам, утверждала, что все колонии ближе, чем в Читинской области, то есть за 7000 километров от Москвы, были переполнены, и поместить туда Ходорковского было невозможно. Вот они и обязаны будут это доказать. Пока они ничего не доказали, пока они ограничились представлением справок типа - вот не было возможности отправить его ближе, чем в эту самую колонию.



Мумин Шакиров: Рассказывая о деталях этого дела, Юрий Шмидт подчеркнул, что он и его коллеги направили свои запросы в десяток колоний, находящихся вокруг Москвы и Московской области.



Юрий Шмидт: Мы направили запросы в 45 колоний общего режима, входящих в состав Центрального федерального округа. Очевидно, началась большая паника, наверняка все начальники, прежде чем писать нам ответы, проконсультировались со службой исполнения наказаний, потому что мы уже часть ответов получили, это не ответы, а отписки. Причем, когда их собираешь вместе, то они представляют собой такую любопытную палитру. Одни говорят, что сведения секретные. Другие на это не ссылаются, но, видите ли, я не подтвердил свой статус. Третьи говорят, что в моем запросе нет символики. Какой символики? Я представления не имею, о какой символике они говорят. Если бланк не гербовый, так я не имею права на гербовый бланк. Короче говоря, такая массовая и организованная попытка уйти от ответа. Но мы все-таки не так просты, у нас достаточно сильная команда, мы сумеем доказать, даже если они будут по-прежнему утверждать и ограничиваться утверждением, что все было сделано так именно в силу невозможности выполнить требование закона и разместить его, если не в Московской области, то в ближайшем субъекте федерации, мы докажем сами, что такая возможность была, и действия их незаконны.



Мумин Шакиров: Накануне президент России Владимир Путин пообещал испанским журналистам, которые беседовали с главой государства в Кремле, уточнить у министра юстиции из-за чего экс-глава ЮКОСА Михаил Ходорковский побывал в карцере.


XS
SM
MD
LG