Ссылки для упрощенного доступа

В России, по данным правозащитников, практически перестали предоставлять статус беженца и временного убежища


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.



Андрей Шароградский: В России, по данным правозащитников, практически перестали предоставлять статус беженца и временного убежища. По мнению руководителя центра "Мемориал" Светланы Ганнушкиной, власть не выполняет свои международные обязательства и не гарантирует иностранным гражданам защиту от возвращения в страну, где им грозят пытки.



Максим Ярошевский: Правозащитники из центра "Мемориал", совместно с группой адвокатов начали компанию против выдворения и депортации иностранных граждан, ищущих убежища в России. Если в 1999 году федеральная миграционная служба признала беженцами почти 80 тысяч человек, то в 2004 - всего 614. Прямо противоположно выглядят данные по выдворенным иностранцам: в 2003 их оказалось чуть более 53 тысяч, а уже через год - почти 104 тысячи человек. По словам руководителя правозащитного центра "Мемориал" Светланы Ганнушкиной, Россия выдает иностранных граждан в государства, где им грозят пытки и тюрьмы.



Светлана Ганнушкина: Сейчас наш президент дружит с президентом Узбекистана. У меня есть твердое убеждение, что между ними есть договоренность о выдаче тех, кого просит Узбекистан. А просит он кого? Тех, кто представляет собой оппозицию. А оппозиция, как известно, в Узбекистане преследуется жесточайшим образом. Там есть пытки, там есть несудебные казни.



Максим Ярошевский: В последнее время участились случаи выталкивания на родину граждан Афганистана. Миграционные службы посчитали, что ситуация в этой стране стабилизировалась, а современное афганское общество отличается политической терпимостью. О судьбе так называемого "беженца на месте" рассказывает адвокат Ольга Чумакова...



Ольга Чумакова: Абдул-Басир Абдул Рашид выехал в 1984 году в составе афганских детей сирот из Кабула в Казахстан. Получив там образование, он приехал в Россию в 1992 году. Выезжать он в Афганистан не хочет. Мы считаем, что ему опасно возвращаться в Афганистан, поскольку он может подвергнуться преследованиям со стороны тех самых негосударственных образований, которые будут преследовать тех людей, которые каким-то образом были связаны с коммунистическим режимом.



Максим Ярошевский: По мнению адвокатов, наибольшая проблема заключается в том, что в судах рассмотрение дел о лишении человека статуса беженца поставили на поток. Постановление о выдворении судья принимает за пять минут. Рассказывает руководитель программы "Помощь политическим беженцам из Центральной Азии" Комитета "Гражданское содействие" Елена Рябинина...



Елена Рябинина: Полтора месяца назад в городе Самаре в зале суда освобождены два гражданина Кыргызстана, которые перед этим 11 месяцев содержались в следственном изоляторе. С них сняли наручники, их выпустили из клетки, попросили подождать полчаса, не уходить, потому что должны оформить документы. В течение этого получаса было проштамповано решение об их административном выдворении за нарушение правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, заключающееся в отсутствии регистрации по месту пребывания. Тут же наручники, приемник-распределитель. На седьмой день они высылаются.



Максим Ярошевский: Правозащитники уверены, что с каждым годом количество выдворенных из России иностранцев будет расти. Особенно это коснется Москвы. Не так давно мэр столицы Юрий Лужков дал установку выдворять больше. Миграционные службы наказ градоначальника выполнять готовы.


XS
SM
MD
LG