Ссылки для упрощенного доступа

«Это уже не чеченская война»


Война, начавшаяся в 1994 году, так и не может закончиться
Война, начавшаяся в 1994 году, так и не может закончиться

Вылазка группы боевиков в Нефтекумском районе Ставропольского края может оказаться не последней в сопредельных с Чечней территориях и на Северном Кавказе вообще. Как полагают опрошенные Радио Свобода эксперты, все это – проявления уже не борьбы чеченских радикальных групп за независимость Ичкерии, а признаки большой кавказской войны, которую на довольно обширной территории ведут приверженцы исламистской идеи, присягнувшие после убийства Масхадова его преемнику Абдул Халиму Сайдуллаеву.


Боевиков, ликвидированных в пятницу в селении Тукуй-Мектеб, причисляют к так называемому «Ногайскому батальону», костяк которого был сформирован в середине 90-х годов при непосредственном участии Шамиля Басаева и Хаттаба. Эту группу боевиков составляли выходцы из Шелковского района Чечни и прилегающего к нему Нефтекумского района Ставрополья, в том числе непосредственно из села Тукуй-Мектеб.


После того так в Чечне началась активная фаза «контртеррористической операции», часть боевиков вернулась в родные аулы и осела в них, время от времени совершая вооруженные вылазки. Только за последние полгода и только в Нефтекумском районе Ставропольского края были убиты директор школы соседнего с Тукуй-Мектебом аула Кая-Сула, его жена (учитель биологии), бывший участковый инспектор Каясулинского отделения милиции, один из местных пенсионеров и нефтекумский предприниматель.


В прошлом неоднократно упоминалось об участии боевиков «Ногайского батальона» в вооруженном противостоянии с федералами как в Чечне, так и в Дагестане. Однако Ногайский батальон - столь же условное название как, например, и Дагестанский.


Нынешний лидер Ичкерии Абдул Халим Сайдуллаев руководит не только чеченским сопротивлением, но и исламистским подпольем в сопредельных республиках. «То, что шейху Абдул Халиму была принесена присяга мусульманами Северного Кавказа - достаточно известная вещь, - говорит Иван Сухов, журналист, пишущий о Кавказе. - Это случилось в прошлом году. После нападения на Нальчик об этом тоже было много разговоров».


По мнению журналиста, нынешние события в Ставрополье – продолжение истории с нападением на столицу Кабардино-Балкарии. И Нальчик, и Тукуй-Мектеб - это «наглядная иллюстрация того, что сопротивление раскинулось не только на Чечню, но и на несколько сопредельных республик. Уже четыре из семи северокавказских республик в той или иной степени воюют. Я бы не стал называть это чеченским сопротивлением. Это скорее такое исламистское подполье. Оно не имеет такого националистического окраса, как чеченское сопротивление во время, скажем, первой войны».


Военный обозреватель «Российской газеты» Тимофей Борисов полагает: «То, что сейчас происходит конкретно в Ставропольском крае - это отголоски еще той, старой, первой чеченской кампании, когда люди, которые сейчас скрываются по всем этим норам, пещерам, как заявил наш президент; по селам, в которых их трудно достать, - они проникли туда и живут уже давным-давно. Сейчас их начинают активно искать - вот и все. Наши правоохранительные органы точно также знают об этой тенденции и начинают действовать, искать их не только по Чечне, но и по всему Северному Кавказу».


Главный редактор интернет-сайта «Агентура.ру» Андрей Солдатов напоминает, что лидеры Ичкерии уже давно грозились вынести конфликт за пределы Чечни: «Когда еще полтора года назад Удугов говорил, что "мы теперь объявляем не чеченскую войну, а кавказскую", в принципе, это происходит. По крайней мере, боевые действия ведутся уже давно за пределами Чечни, теперь уже и в Ставропольском крае».


По мнению военного обозревателя «Российской газеты» Тимофея Борисова, события, подобные ставропольским, в ближайшем будущем могут произойти, в частности, в Адыгее.


XS
SM
MD
LG