Ссылки для упрощенного доступа

Начало Олимпиады в Турине


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Вероника Остринская, Олег Винокуров .



Андрей Шарый: В течение 16 дней почти 2500 спортсменов из 85 стран разыграют на ХХ Зимних Олимпийских играх в Турине 84 комплекта медалей в 15-ти видах спорта. За церемонией открытия игр, как считается, будут следить по телевизору около 4 миллиардов человек. Безопасность этой церемонии, за которой своими глазами будут наблюдать те 15 глав государств и правительств, обеспечивают 15 тысяч полицейских. Расходы на безопасность превышают 100 миллионов долларов.


В четверг Оргкомитет игр был вынужден изменить маршрут эстафеты Олимпийского огня из-за массовых акций протеста. Демонстранты протестуют против строительства железнодорожной ветки через долину Суса, где будут проходить некоторые соревнования. В митингах и шествиях принимают также участие антиглобалисты. Организаторы игр опасаются, что и в Турине не обойдется без акций протеста мусульман. Они протестуют против публикации карикатур на пророка Мухаммеда, как известно.


О подготовке Турина к Олимпиаде, о том, как относятся итальянцы к Олимпийским играм рассказывает корреспондент Радио Свобода Вероника Остринская.



Вероника Остринская: С "Песни о солнце" великого Паваротти сицилианец Алесандро Коста начинает свой день. Не спеша открывает собственную кондитерскую с видом на море, принимает у поставщиков свежий товар и вплоть до полудня, круглогодичной сиесты здесь, на юге, собирает местные новости. Новость об открытии Олимпийских игр в северном Турине его нисколько не занимает. Такое равнодушие к зимним видам спорта Алесандро считает типичным для итальянцев.



Алесандро Коста: Мы привыкли к солнцу и морю и лучше окунемся в море, чем отправимся в горы кататься на лыжах.



Вероника Остринская: Американец Кристофер Уиннер, проживший в Риме около 40 лет, объясняет это несколько иначе.



Кристофер Уиннер: Сейчас середина футбольного сезона. Сосредоточенность итальянцев на успехах своих футбольных команд в Лиге чемпионов, да и в национальной сборной по футболу, очень велика. С этой точки зрения, зимние игры популярностью не пользуются. К тому же важен другой аспект - местная политика. Через полтора месяца в стране состоятся всеобщие выборы, и предвыборная кампания уже идет. Пресса заполнена статьями, либо восхваляющими, либо низвергающими премьер-министра Сильвио Берлускони, а поскольку он - человек, вызывающий бурные страсти в итальянской политике, внимание нации к этой кампании очень пристально.



Вероника Остринская: Другие жалуются на посредственную рекламную кампанию, не сумевшую привлечь массового интереса, и на отсутствие на Зимних играх звезд итальянского спорта, таких, например, как легендарный лыжник Альберто Томба, на которых хотелось бы поглазеть вживую. Многие, как бы в шутку, корят самих туринцев за их суровый нрав и неприветливость к приезжим, нетипичную для более южных итальянских провинций. Говори n Карло Капабло, специалист по маркетингу спортивных мероприятий.



Карло Капабло : Может это и так. Поначалу итальянцы, действительно, были не в восторге от Зимних Олимпийских игр, но хотя бы не в таком, как от Летних. Может быть, в этом виноваты сами туринцы. Они народ замкнутый.



Вероника Остринская: Ситуацию осложняют профсоюзы и антиглобалисты. В прессе появились сообщения о возможных акциях протеста во время игр, а активисты левого толка уже выступили против самого мероприятия. Как сообщает итальянская полиция, предупреждений о возможных террористических актах пока не поступало. Тем не менее, меры безопасности приняты самые серьезные. От помощи НАТО в обеспечении безопасности игр Италия отказалась.


Президент страны Карло Адзельо Чампи в минувший вторник воззвал к нации со специальным телеообращением.



Карло Адзельо Чампи : Успех этих игр очень важен для Пьемонте и для всей Италии. Это шанс подтвердить наши способности и повысить уровень нашего развития. Мы не можем позволить этому шансу пройти мимо - это наша всеобщая обязанность.



Вероника Остринская: В самом же Турине царит ощущение праздника. И хотя еще за день до открытия Олимпийских игр срочно доделывали детали и спешно наводили последний блеск, событие явно пошло городу на пользу. Говорит Карлос Элиот, футболист из Бразилии, живущий и работающий в Турине.



Карлос Элиот: Город станет лучше, об этом можно судить и по тому, что уже сделано: дороги, здания, все приводится в порядок. Ребята отлично поработали, и Турин, я думаю, в предвкушении игр.



Вероника Остринская : Да и организаторы события не спешат в падать в панику по поводу так пока и не распроданных билетов. Принимая во внимание менталитет итальянцев, утверждают они, реальный интерес к играм появится уже после их начала, и билеты все же будут раскуплены. Кто знает? Говорит на это сицилианец Алесандро Коста.



Алесандро Коста : Посмотрите как у нас невообразимо холодно - всего 5-6 градусов. Ощущение не из приятных. Мы просто ненавидим такую погоду.



Вероника Остринская : А потому из родного Палермо Алесандро не выманит даже возможность услышать живьем так любимого им Паваротти, который будет петь на церемонии открытия. Гораздо удобнее, говорит Алесандро, просто усесться в теплое кресло и нажать на кнопку.



Андрей Шарый: В составе российской команды на Олимпиаде 194 спортсмена. 44 процента россиян, согласно результатам опроса общественного мнения, уверены, что сборная страны выступит на играх в Турине лучше, чем на прошлых Олимпиадах. Четыре года назад в Нагано россияне заняли 4-е место, пропустив вперед себя сборные Германии, Норвегии и США. О перспективе выступления сборной России в Турине я беседовал со спортивным обозревателем Радио Свобода Олегом Винокуровым.



Олег Винокуров: Российская команда рассчитывает на 25 медалей. Об этом уже давно говорил президент Олимпийского комитета страны Леонид Тягачев. Правда, единственная корректировка поближе к Олимпиаде заключалась в том, что раньше считалось, что этих 25 медалей будет достаточно для 5-го места в неофициальном общекомандном зачете, а теперь считается, что их хватит и для 3-го. 25 медалей - это очень большой показатель. Напомню, что в Лиллехаммере в 1994 году, когда сборная России заняла 1-е место в общекомандном зачете, она завоевала 23 награды. С тех пор все шло по уменьшающемуся показателю. В Нагано было 18 медалей, в Солт-Лейк-Сити - 13. Поэтому 25 - это, конечно, очень большой и хороший прогноз. Но, видимо, Леонид Тягачев считает, что другие страны будут прогрессировать еще сильнее. Поэтому теперь хватит разве что на 3-е место.



Андрей Шарый: Какой будет тройка победителей в командном зачете Олимпиады? Кто имеет шансы, помимо сборной России, на то, чтобы успешно выступить? Надеемся, что россияне выступят успешно.



Олег Винокуров: Круг достаточно узкий, потому что понятно, что сборные Германии и Норвегии, конечно, являются всегда главными претендентами. По итогам прошлой Олимпиады можно назвать и сборную США, хотя, возможно, всплеск медальной активности американцев объяснялся тем, что все-таки Олимпиада проходила на их территории. Обычно хозяева всегда наиболее серьезно, активно, с воодушевлением готовятся к Олимпиадам. Покажут ли в Турине американские спортсмены подобные результаты, это мы еще посмотрим.


Но вот президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев круг главных конкурентов обрисовал так.



Леонид Тягачев : Самые яркие страны в зимних видах спорта - это Норвегия, это Германия, добавится Франция и Швеция, лучше будут выступать китайские спортсмены. Но вместе с тем, у нас есть все основания тоже приблизиться к хорошим результатам и показать их нашему зрителю.



Олег Винокуров: Видите, прогноз такой более или менее обтекаемый. Но, вообще надо сказать, что уровень развития зимних видов спорта в различных странах достаточно высок. Можно нарисовать такую схемку, по которой и Австрия может выиграть. Если возьмет все свои законные медали хотя бы в горных лыжах, она уже может выиграть Олимпиаду. Если еще добавить, что у австрийцев есть прыгуны с трамплина, и двоеборцы, и просто лыжники. Тоже самое можно сказать и про команды Швеции, Финляндии. Если все сложится, правда, так на Олимпиадах не бывает, чтобы все сложилось успешно, но потенциально многие команды, в том числе и сборная Россия, вполне могут выиграть Олимпийские игры.



Андрей Шарый: Накануне Олимпиады разразился очередной неприятный инцидент в отношениях между Олимпийским комитетом и руководством Росспорта. Связано это было с допуском на соревнования для Вячеслава Фетисова. Понятно, что это такая организационная мелочь. Но, тем не менее, это свидетельствует о том, что сохраняется противостояние в руководстве российского спорта. Что говорят обозреватели, в какой степени такого рода проблемы могут сказаться на выступлении российской команды?



Олег Винокуров: Напрямую это никак не может сказаться. Потому что спортсмены уже как подготовились, так и подготовились. Все ведь трения между Агентством по физической культуре и спорту и Национальным Олимпийским комитетом крутятся вокруг денег, кто сколько вкладывает в подготовку спортсменов к Олимпийским играм.



Андрей Шарый: Олег, давайте поговорим немного об одном из самых популярных видов спорта - о хоккее. Крикунов повез новую российскую олимпийскую команду. Что может она показать?



Олег Винокуров: Российская команда преисполнена самых радужных надежд. Хоккеисты считают, что им вполне по силам выиграть золотые медали. Конечно, это будет непросто, потому что много есть сильных команд. Достаточно вспомнить, что на днях было интервью в газете "Спорт-Экспресс" с Домиником Гашеком, знаменитым вратарем чешской сборной, олимпийским чемпионом 1998 года. Он как раз Россию к главным претендентам на медали не причислял. Он назвал Чехию, Канаду и Швецию. Но хоккей такой вид спорта, где все ограничено. Может быть, мы еще можем прибавить сюда сборную США. Но в целом, конечно, круг претендентов на награды узок.


Сборная России вполне может входить в этот круг, поскольку сейчас много талантливых хоккеистов, играющих за рубежом. Вроде бы нет никаких скандалов таких громких, которые всегда сопровождали подготовку ко всем предыдущим играм. Кажется, что сейчас и моральный климат, и физическое состояние, и психологическое состояние, и просто уровень мастерства российских хоккеистов вполне позволяют надеяться на самые большие достижения.



Андрей Шарый: Олег, олимпийская программа делится как бы на две такие части - это старые виды спорта (лыжи, прыжки с трамплина, хоккей, фигурное катание) и те виды спорта, которые были либо повторно включены в последние годы в олимпийскую команду (типа керлинга), либо совсем новые виды спорта (фристайл или шорт-трек). Было проблемой развитие для России вот этих совсем новых видов спорта, которые прежде в стране не культивировались. За счет этого Россия, как говорили некоторые обозреватели, и завоевывала меньше медалей. По крайней мере, одна из причин была именно такой. Какова сейчас ситуация в этих дисциплинах?



Олег Винокуров: Надо вспомнить, что когда в 1994 году, как мы уже говорили, сборная России заняла 1-е место в общекомандном зачете на Олимпиаде, у нее были медали и во фристайле, в одном из тех самых новых видов спорта. Уже после Лиллехаммера медалей во фристайле не было. Сейчас на них никто и не рассчитывает. Сейчас речь идет только про возвращение что ли позиций в некоторых видах спорта, в которых еще советские когда-то спортсмены были сильны, в частности, сани, бобслей. Сейчас есть на это надежды. Конечно, когда речь идет про возвращение позиций хотя бы в тех видах спорта, которые когда-то были развиты, что уж теперь говорить о каких-то новых.



Андрей Шарый: Советские олимпийские победы, считавшиеся прежде, в первую очередь, торжеством патриотизма, уходят все дальше в прошлое. Однако связь между спортом и политикой сохраняется и сейчас. Так считает спортивный журналист Александр Нилин, автор книги "Спорт. ХХ век".


В прежние времена у Олимпиад - летних и зимних - было два смысла. Один был смысл спортивный, а другой, может быть, был более важный - политический. Одним из проявлений "холодной войны", противостояния двух систем было спортивное противостояние советских и американских атлетов или спортсменов из стран тогдашнего, восточного блока и западных стран. Какова сейчас степень связи политики и спорта на Олимпиадах?



Александр Нилин: Когда этой связи нет совсем, интерес бы, наверное, уже был потерян. Я думаю, что интерес по-прежнему в основном связан все-таки с политикой. Потому что спорт изменился. Когда наша страна, Россия, была отгорожена "железным занавесом", конечно, все казалось сюжетно острее. Но вот, смотрите, сейчас очень много спортсменов живут за границей, работают за границей, играют, например, в хоккей в НХЛ. Тем не менее, они сейчас защищают честь нашей страны, но при этом опять спортивные чиновники, по-моему, несколько преувеличивают свое значение, что мы во власти какой-то инерции с форматом этих соревнований.


Так ли уникальны сейчас сами по себе Олимпийские Игры, я имею в виду чисто спортивное отношение? В промежутках между играми происходят очень значительные и немаловажные высокооплачиваемые турниры, в которых участвуют те же самые олимпийцы. Когда-то было очень важно, что раз в четыре года... Драма была в том, что человек четыре года готовился, что-то сорвалось, не получилось, наоборот, возникли совершенно новые имена. Бывали чемпионы, которых никто не знал до этого. Сейчас же этого почти не бывает. Обычно участвуют те люди, которые в паузах между Олимпиадами выигрывают много турниров. Не то, что они себя экономят, я этого не хочу сказать, но всегда ли получается, что олимпийский турнир для них опять уникальный? На все же не может хватить сил.


То же самое происходит с публикой. Никогда не было такой обширной спортивной информации, никогда не было столько спортивной прессы, я имею в виде в России. Не было столько телевизионных часов, посвященных спорту. Казалось бы, глаз замыливается, но опять обязательно что-нибудь произойдет, связанное с политикой, обязательно в чем-то наших спортсменов обидят, обидят кого-то из чиновников, что-то не оценят. Главный разговор и в памяти - а что мы помним о прошлой Олимпиаде?



Андрей Шарый: Прежде всего, мы помним допинговые скандалы, конечно, связанные с Лазутиной и другими спортсменками. Тогда это воспринималось как прямой, намеренный удар плохого Международного Олимпийского Комитета по хорошей России. Мы бы еще кроме этого вспоминали скандал с фигуристами, которых якобы незаслуженно лишили медали.



Александр Нилин: Если бы этого не было, интерес бы пропадал. Чисто спортивная сторона так не запоминается.



Андрей Шарый: Прежде спорт был одним из главных показателей советского патриотизма, и главной целью участия в Олимпиадах советских спортсменов была победа. В Гренобле, кажется, советская команда завоевала второе место, уступила норвежцам, и это было поражение. Второе место считалось поражением. Сейчас ситуация другая. Российский спорт не так силен, как советский, однако, кажется, привычка ко всем победам, побеждать всегда, все-таки осталась. В народном сознании она жива.



Александр Нилин: Мы живем в какой-то власти инерции. Мы привыкли считать так, так мы и считаем. Во-первых, успехи России пока еще не такие и слабые, потому что остался советский запас. Просто страна стала меньше. Империя включала больше стран в себя, поэтому и меньше медалей. Нельзя же забывать, что Украина приносили медали, например. Потом говорить про патриотизм спортсменов, это тоже очень общие слова. Спортсмен всегда патриот, что он не хочет проиграть. Он очень честолюбив. Он не может проиграть нарочно - патриот он или не патриот. Тут это не имеет значения.


Патриотами себя всегда показывали люди вокруг спорта - идеологические работники, чиновники, которые отвечали за эту победу. Чтобы оправдать расходы на пропаганду спорта, на агитацию, на министерские разные должности, придумывали, что нужны какие-то комиссары, которые влияют на патриотизм спортсменов. Не надо ни на что влиять. Спортсмен должен себя чувствовать спокойно и расковано перед соревнованиями. Он итак хочет всегда выиграть, он для этого и идет в спорт. Чем больше спортсмен, тем выше его честолюбие. А сейчас есть некая тенденция опять к этому примазаться, опять что-то говорить, поскольку спортсмены в меньшей степени зависят от Федерации, от Министерства. Не все же деньги от государства. Деньги все-таки и спонсорские. Поэтому, может быть, действительно, все эти разговоры возникают не от искренних, не от непосредственных реакций, а оттого, что так привыкли, что спортсмены кому-то, что-то должны.


Спортсмены сегодня поставлены в лучшие условия, чем раньше. Спорт стал жестче. Отдельные жанры, такие как хоккей, теннис, где человек зарабатывает миллионы, ведь он же, действительно, жертвует жизнью. Игры стали жестче. Тот же теннис - как он стал жесток! Я уж не говорю про хоккей. Кажется, что успехов каких-то международных мало в каких-то других отраслях. Должны победить спортсмены - этим улучшиться настроение всей страны. Но есть доказательства тому, что оно улучшается при победах и каждый становится тоже победителем на своем участке.



Андрей Шарый: Организаторы Олимпийских игр сообщили, что во время соревнований будет проведено 1200 анализов на допинг. Однако мало кто сомневается в том, что допинговых скандалов, подобных тем, что проходили на прошлых Олимпиадах, избежать не удастся. Снова наш спортивный обозреватель Олег Винокуров.



Олег Винокуров: С допингом будут сейчас на играх бороться очень серьезно. Об этом все говорят. Будут беспрецедентные меры. Сами итальянцы, во-первых, заявили, что будут разбираться с нарушителями по итальянским законам. А в Италии законы очень строгие. Это считается уголовным наказанием. Тюремный срок можно за это получить. Итальянские организаторы сказали, что не будут смотреть на национальность спортсменов. Ко всем будут относиться так сказать по-итальянски.


Жак Рогге, президент Международного Олимпийского комитета, рассказал о том, что меры по борьбе с допингом по сравнению с предыдущей Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити сейчас резко усилены.



Жак Рогге : По сравнению с Солт-Лейк-Сити мы раздвинули не только временные, но и географические рамки контроля. Мы проводим тесты не только в Турине, не только на олимпийских объектах, но и по всему миру - на тренировочных базах и даже в частных резиденциях спортсменов. Теперь впервые мы будем брать на анализ кровь. Это очень важный инструмент в борьбе с допингом.



Олег Винокуров: Патрик Шамаш, медицинский директор МОК, раскрыл некоторые детали.



Патрик Шамаш : В Турине мы проведем более 1200 тестов, 470 из них - до начала соревнований, и 783 теста - по ходу и после соревнований. В соответствии с нормой после каждого состязания мы будем брать допинг пробу у пяти первых спортсменов и у одного случайного, которого определит жребий.



Олег Винокуров: Можно понять, какая серьезная сейчас идет атака на допинг. И вот сообщение, которое мы получили уже в день открытия Олимпийских игр - 8 лыжников отстранены на пять дней в связи с тем, что анализ крови показал у них очень высокий уровень гемоглобина. Это пока о допинге речь не идет, поскольку в таких случаях просто из соображений заботы о здоровье спортсмена его отстраняют от всех видов деятельности. Будут дальше проводиться тесты. Возможно, выясниться впоследствии, как это бывало, например, с Ларисой Лазутиной в Солт-Лейк-Сити, когда выяснилось, что высокий уровень гемоглобина в крови именно приемом запрещенных средств и объяснялся.




XS
SM
MD
LG