Ссылки для упрощенного доступа

Трагедия Сычева не уникальная для российской армии


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Евгения Назарец.



Никита Татарский: По данным февральского опроса ВЦИОМ, 74 процента молодых респондентов объясняют свое нежелание служить в армии дедовщиной. Такую реакцию, по мнению активисток Комитетов солдатских матерей, спровоцировала история Андрея Сычева, изувеченного сослуживцами по танковому институту. Общественницы заявляют, что трагедия Сычева не уникальная для российской армии.



Евгения Назарец: Справедливость общественного мнения подтверждает официальная информация Министерства обороны. За прошлый год в "горячих точках" погибли около 10 человек, а в казармах и на полигонах - 977. Председатель нижнетагильского Комитета солдатских матерей в Свердловской области Надежда Кордюкова считает, что большинство погибших - жертвы дедовщины. В этом ее убеждает многолетний опыт работы в еженедельной общественной приемной комитета.



Надежда Кордюкова: Пришел друг, Московская область, - парня забивают, он ему пишет: "Легче в петлю". Красноярский край - пришли подруги матери: мальчишку били 40 дней. Пришла мать - в Ленинграде парень лежит, в госпитале, сломана челюсть, сломан нос, побои... Четыре человека - только один прием.



Евгения Назарец: Данные Министерства обороны не отражают реальной картины дедовщины. Срочную службу россияне проходят еще в 10 ведомствах. Внутренние войска - на втором месте по численности призывного контингента и на первом в отрицательном рейтинге Солдатских матерей. Командиры этих воинских частей не идут на сотрудничество. А командование 5-й армией ВВС и ПВО, штаб которой расквартирован в Екатеринбурге, - напротив, пример хоть какого-то понимания с Комитетами солдатских матерей. Заместитель командующего Александр Ковалев - о причинах дедовщины.



Александр Ковалев: Порой, бывает, приходят неподготовленные солдаты к этому общению в воинском коллективе. Когда происходит период адаптации, многое зависит от командиров. Если командир на правильном пути, то и в этом коллективе будет все поставлено правильно.



Евгения Назарец: Даже соглашаясь в основном с главкомом армии, солдатская мать Надежда Кордюкова все равно продолжает недоумевать.



Надежда Кордюкова: Но, простите, молодые офицеры - их кто и за какой орден тянет на эту службу? Но если идете, так будьте вы добры служить как положено.



Евгения Назарец: Мотив службы в армии вполне может быть и финансовым. Председатель екатеринбургского комитета солдатских матерей Марина Лебедева имеет в виду вовсе не контрактников.



Марина Лебедева: Жуткое идет вымогательство в армии, начиная с 200 рублей, начинает растит счетчик, по 10 тысяч требуют. Процветает рабский труд. Я уже не говорю о сексуальных домогательствах. В Карабаши этот был случай, когда майор домогался мальчиков, и не просто домогался, а семь заявления по изнасилованию подтверждены, - 6 лет условно. Здесь есть анкеты, крик души мамы: "Они сделали его женщиной! Помогите", - это уже другая часть.



Евгения Назарец: Марина Лебедева и ее коллеги по Комитету солдатских матерей размышляют, почему именно челябинская история с Андреем Сычевым и именно теперь произвела такой эффект в обществе? Случай, конечно, страшный, говорят женщины, но у них каждую неделю подобных несколько.


XS
SM
MD
LG