Ссылки для упрощенного доступа

Хворост против атома: может ли Белоруссия избавиться от газовой зависимости от России


Некоторые белорусские ученые видят решение энергетических проблем страны в реабилитации «мирного атома»
Некоторые белорусские ученые видят решение энергетических проблем страны в реабилитации «мирного атома»

Энергетическая безопасность – проблема, которую Владимир Путин поставил как центральную в дискуссиях в рамках «большой восьмерки», в которой Россия в этом году председательствует. Как видится она в Белоруссии, которая получает российский газ по низкой цене. Означают ли «особые отношения» Москвы и Минска, что вопрос энергетической безопасности для последнего закрыт?


Как рассказывает минский корреспондент Радио Свобода Игорь Корней, по республиканской программе обеспечения энергоресурсами к 2012 году 25% электро- и тепловой энергии должно вырабатываться за счет местных ресурсов. Добыча торфа должна увеличиться до 3,3 миллиона тонн, а дров до 11 миллионов кубометров, что в сумме заместит 3,5 миллиарда кубических метров импортного газа.


Однако в обозримом будущем линия на постепенный (но не слишком быстрый) переход на источники углеводородов отечественного происхождения может быть существенно скорректирована. Ученые Национальной академии наук уверены, что для Белоруссии нет альтернативы атомной энергии. Еще в 1997 году было принято решение продолжить исследования по повышению надежности атомной энергетики. А в начале февраля этого года председатель президиума академии наук Михаил Мясникович неожиданно заявил, что вопрос строительства АЭС практически решен. По словам Мясниковича, стоимость строительства станции составит 2,5 миллиарда долларов, а киловатт вырабатываемой на ней электроэнергии будет стоить на 30% ниже «газового».


По предварительным данным, АЭС может быть построена к 2015 году. Однако даже представители ядерной отрасли не уверены, что это проект может быть реализован. «Если все трактуется как "изучение возможности", то, уверяю вас, несколько лет будут действительно все изучать с разных сторон, - говорит директор НИИ ядерных проблем Белорусского госуниверситета Владимир Боришевский. - А потом, кто-то должен дать кредиты на строительство. А это же миллиарды долларов!» Ученый полагает, что белорусское общество, помнящее о катастрофе на Чернобыльской АЭС, еще не готово согласиться со строительством атомной станции, но в будущем настроения могут измениться.


Против строительства атомной станции выступает и ряд общественных деятелей. Так, бывший депутат Владимир Парфенович обнародовал открытое письмо о намерении создать Белорусский антиядерный фронт. Парфенович считает, что за «водопадом цифр и сказками о безопасности мирного атома» власти пытаются скрыть уязвимые стороны нового плана.


Ядерные грезы, метановая реальность


Строительство атомной станции пока не более чем один из проектов. Страна по-прежнему в критической степени зависит от импорта энергоресурсов. Почти 60% в энергетическом балансе республики составляет российский газ. Его доля в выработке электричества достигает даже 93%. Как поясняет профессор Гарвардского университета в США Маргарита Балмаседа, это является одним из самых высоких показателей такого рода в мире. По ее словам, Минск лишь недавно стал задумываться о вопросах энергобезопасности. До этого в Белоруссии полагали, что соседняя Россия, связанная с ней соглашениями о государственном союзе, будет всегда снабжать партнера нефтью и газом по льготным ценам.


Россия продает Белоруссии газ по $46,68 за тысячу кубометров, что в несколько раз ниже уровня цен, по которым «Газпром» снабжает топливом страны Европы. На экономику страны этот фактор оказывает двоякое воздействие.


Профессор Балмаседа приводит цифры Международного валютного фонда и Мирового банка, в прошлом году оценивших прибавку Белоруссии от пользования дешевым газом в 3-4% ВВП. Относительно низкие цены на российскую нефть дают еще 1-2% ВВП. Косвенные экономические привилегии для Минска заключаются и в том, что российские компании охотно перерабатывают свою нефть на белорусских НПЗ – это еще два миллиарда долларов чистой прибыли в год. С другой стороны, по словам нашей собеседницы, эта фактическая дотация «поддерживает в Белоруссии модель экономического развития, которой нигде в мире нет».


Природа этих преференций не слишком ясна. Белоруссия до некоторой степени является для России резервным каналом для экспорта газа в Европу. Через эту страну проходит транзитный газопровод «Ямал». Как напоминает Маргарита Балмаседа, «Газпром» приступил к строительству этой магистрали в 1994 году, чтобы подстраховаться на случай перебоев в поставках газа через Украину, где проходят основные экспортные газопроводы. «Тогда Украина виделась как враждебная страна, были большие проблемы с экспортом газа через Украину. А Беларусь (на этом фоне – РС) казалась довольно стабильным партнером. Сейчас ситуация немножко другая, и отношения с [Александром] Лукашенко немножко другие. Сейчас ясно, что Лукашенко не может обеспечить эту стабильность», - говорит профессор. Американский эксперт имеет в виду и отказ Минска передать в собственность «Газпрома» газораспределительные сети в Белоруссии.


После Лукашенко. Задание на дом


Недавнее подписание контракта на постройку нового газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря, по мнению Маргариты Балмаседа, говорит и о том, что Москва в вопросах газового транзита не хочет зависеть ни от кого – даже от «союзной» Белоруссии. Профессор Гарвардского университета предполагает, что это решение может иметь политические последствия для режима Александра Лукашенко и для самого белорусского президента. Транзитный аспект более не является в двусторонних отношениях столь важным, как это было ранее. При этом она оговаривается, что для России Белоруссия остается, возможно, «единственным союзником на постсоветском пространстве. Слово “сильный союзник” я хочу в кавычках употреблять. Конечно, это очень противоречивые отношения. Газ и нефть играют в них сильную роль, но не единственную».


Разработка Минском стратегии обеспечения энергетической безопасности и разговоры о возможном строительстве собственной АЭС (что позволило бы резко снизить зависимость от поставок топлива из России) могут отражать неуверенность уже Александра Лукашенко в стабильности своих отношений с восточным соседом. Профессор Балмаседа полагает, что и без атомной станции (и торфа с дровами) возможности для диверсификации поставщиков энергии для Белоруссии не исчерпана. Она напоминает об обсуждавшейся в 90-х годах идее черноморско-балтийского коллектора, то есть строительстве транзитного маршрута, по которому в регион поступала бы нефть из Азербайджана и других каспийских стран. «В принципе это возможно. Но для этого нужна политическая воля. Я не знаю, насколько она имеется сегодня в Белоруссии», - говорит Маргарита Балмаседа.


Исследование Маргариты Балмаседы «Политика энергетической безопасности Белоруссии» в скором времени будет опубликовано британской группой Global Market Briefings .


XS
SM
MD
LG