Ссылки для упрощенного доступа

Первый приговор по делу Андрея Сычева. Распространенная причина смерти в армии - самоубийство


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова .



Андрей Шароградский : Состояние рядового Андрея Сычева остается тяжелым, он до сих пор находится в реанимации. Как сообщила сегодня его мать, Андрею сделали новую операцию, в процессе которой ему пришлось удалить желчный пузырь. Накануне дня защитника Отечества представители фонда «Право матери» сообщили, что ежегодно в российской армии погибают около 3 тысяч военнослужащих. По данным Министерства обороны, каждый год в армии погибают около одной тысячи солдат. Тему продолжит моя коллега Любовь Чижова.



Любовь Чижова : Дело Андрея Сычева, который сейчас находится в госпитале Бурденко, до суда пока не дошло, но вскрыло множество фактов дедовщины в Челябинском танковом училище. Во вторник Челябинский гарнизонный суд признал виновным в избиении сослуживца рядового срочной службы Алексея Шишко и приговорил его к одному году отбывания в дисциплинарном батальоне.


Дело Андрея Сычева породило новые дискуссии в российском обществе. Как бороться с дедовщиной? Правозащитники из коалиции «За демократическую гражданскую службу» предлагают установить общественный контроль над армией и флотом. С подробностями мой коллега Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский : Заявление коалиции "За демократическую альтернативную гражданскую службу" - это четыре листка бумаги, на которых мелким шрифтом написаны методы, при помощи которых можно будет устранить преступность и неуставные отношения в вооруженных силах. Главные выводы содержатся в 6-й главе. Первочередные меры - это сокращение службы по призыву, гуманизация военного законодательства.


Также правозащитники уже не первый год стараются создать систему общественного контроля над российской армией. Первые результаты уже есть. С прошлого года Министерство обороны стало публиковать статистику по погибшим военнослужащим. Говорит секретарь коалиции "За демократическую АГС" Сергей Кривенко.



Сергей Кривенко : То, что мы практически попытаемся сделать - возрождение через шефство. Будем обращаться к губернаторам о том, что если молодые люди уходят из их регионов в армию, они должны, по крайней мере, контролировать. Необходимо назначение ответственного чиновника, который при случае, в каких-то чрезвычайных ситуациях, чтобы родители могли обратиться к нему, и он поспособствовал проезду, контролю. Должна быть резкая активизация деятельности института уполномоченного. Мы поддерживаем то предложение, которое выдвигает Союз комитета "Солдатских матерей" о телефонизации армии. Это один из аспектов. Максимально широко предоставить возможность молодым людям доносить через различные способы, различные виды о том, что происходит в армии. Создание неких структур, которые будут за этим следить, естественно, с участием прокуратуры, Уполномоченного по правам человека и общественности.



Максим Ярошевский : Заявление коалиции собираются передать экспертам, чтобы тщательно все перепроверить. После этого, предварительно в середине марта, доработанный документ отправят во всевозможные министерства и ведомства, включая Госдуму и кабинет президента России.



Любовь Чижова : Рассказывал мой коллега Максим Ярошевский.


По данным фонда «Право матери», ежегодно в российской армии погибают около 3 тысяч солдат. Чтобы эти цифры не были абстрактными, фонд начинает публиковать поименные списки погибших ребят. По словам главы фонда Вероники Марченко, безопасных мест службы в российской армии практически нет.



Вероника Марченко : У нас, к сожалению, нет ни одного военного округа, нет такого замечательного, волшебного места в армии, где бы никто не погибал. Тем не менее, есть, конечно, "лидеры", такие самые жизненно опасные места, где ребята погибают больше всего. На первом месте у нас Московский военный округ. Надо сказать, что это продолжается уже многие годы. На втором месте Северо-Кавказский военный округ. Это не только те ребята, которые погибают в Чечне. На третьем месте Дальневосточный округ примерно одинаково с Ленинградским.


За 2005 год к нам обратилось 6083 семьи погибших военнослужащих. Разумеется, это погибшие за разные годы, но вот примерно одна цифра, каковы причины того, что ребята погибают? Самая распространенная формулировка, почему мальчик погиб, в 2005 году опять оказывается самоубийство. 25 процентов родителей из тех, которые к нам обратились, получили от официальных инстанций сообщение о том, что их сын покончил жизнь самоубийством. 25 процентов семей у нас не будут иметь право на единовременное пособие. Они не будут получать какие-то льготы, пускай хоть и мизерные. Это способ для государства сэкономить некую сумму денег. Второе место в таком скорбной списке занимает так называемый несчастный случай - всякие дорожно-транспортные происшествия, падения, отопления, ожоги. На третьем месте как раз из тех, кто к нам обращается, 16 процентов погибают в боевых каких-то военных условиях, что еще как-то можно понять. Но ровно столько же, 15 процентов, - это убийства и дедовщина, такие преступления, которые доказаны. Подчеркиваю, это то, что доказано. Это реальные приговоры. Заболевания, которые не лечатся. Мы с вами на гражданке, что называется, никогда в жизни не умрем, потому что просто пойдем в аптеку и купим лекарство, а через неделю выздоровеем от всего этого. Но от этого можно умереть с большой долей вероятности в армии, поскольку, к сожалению, армейская медицинская служба воспринимает любого обращающегося, как человека, который хочет откосить. Говорят: иди - погуляй! Человек идет, гуляет, а потом умирает.



Любовь Чижова : По словам главы фонда «Право матери» Вероники Марченко, в фонде работают в основном женщины, чьи дети погибли в армии. Дело рядового Андрея Сычева они восприняли близко к сердцу, помогли собрать деньги для его семьи. Во вторник передали их маме Андрея Галине Петровне. Она рассказала, как сейчас обстоят дела с лечением Андрея.



Галина Сычева : На сегодняшний день состояние Андрюши остается еще тяжелое. Мы находимся также в реанимации. В субботу была сделана операция язвы желудка. Срочно пришлось оперировать. Удалили желудочный пузырь, заодно и аппендицит. Это все было в субботу - сразу несколько операций. На сегодняшний день анализы как бы уже немножко получше, но еще остается критичными. Тромбозы еще есть. Поэтому может еще что-то возникнуть такое внезапное. Может быть, еще какая-то операция потребуется. Нет гарантии, что еще чего-то не будет. Врачи успокаивают, что должно быть все хорошо, идем на поправку как бы.



Любовь Чижова : Галина Сычева рассказала, что 14 февраля в госпиталь Бурденко приезжал министр обороны России Сергей Иванов. Он выразил сожаление по поводу произошедшего и пообещал Галине Петровне и Андрею строго наказать виновных. Журналисты спросили у Галины Петровны - как она отнеслась к тому, что во время выступления перед депутатами Госдумы Сергей Иванов назвал дело рядового Сычева единичным, частным случаем? Галина Петровна горько улыбнулась и сказала, что это для министра оно частное, а для нее то, что случилось - трагедия.



XS
SM
MD
LG