Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Дмитрий Орешкин: шансы Касьянова на президентских выборах достаточно велики


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Михаил Саленков.



Андрей Шарый: Бывший премьер-министр России Михаил Касьянов объявил о планах создания нового общественного движения и подтвердил намерение участвовать в президентских выборах 2008 года. Пока Касьянов затрудняется с ответом на вопрос о том, как будет называться новое политическое движение. На первом этапе учредителем организации выступят 100 или 150 человек, а также несколько популярных политиков. Кроме Касьянова, в число учредителей войдут Ирина Хакамада, Иван Стариков, Николай Травкин, это, по словам Касьянова.


В минувшем году Михаил Касьянов уже пытался вернуться в большую политику, став во главе Демократической партии, однако та попытка его оказалась неудачной.


По мнению известного московского политолога Дмитрия Орешкина, как ни странно шансы Касьянова на то, чтобы успешно выступить на президентских выборах 2008 года, достаточно велики. С политологом беседовал корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.



Дмитрий Орешкин: Надо, прежде всего, иметь в виду, что они создали не партию. По действующему закону партия должна существовать определенное количество времени до ближайших парламентских выборов. Движение, которое они создают, не сможет участвовать в выборах 2007 года. Стало быть, прицел более дальний и, видимо, на 2008 год, потому что Касьянов подтвердил свое намерение выступать в качестве оппозиции на президентских выборах и это серьезно. Тут дело в том, что при ясном понимании всех ограниченных возможностей, которыми всерьез сегодня Касьянов располагает и того чрезвычайно узкого коридора, по которому действующая власть позволит ему ходить.


Ситуация работает в перспективе скорее на любую оппозицию, нежели на действующую власть. Потому что, как это ни странно, растет разочарование и в силе действующей власти, и в ее эффективности, и в ее перспективах. Сохраняется уважение и пиетет только к действующему президенту, персонально к нему. Сама же власть вызывает растущее раздражение. И Касьянов потенциальный тяжеловес. При том, что у него 1,5-2 процента поддержки, это все чрезвычайно эфемерно, потому что у нас с выборами, у нас ориентацией в стране играет не население, у нас публичная политика идет на втором месте, а на первом идет элитная политика. А вот элиты все сильнее и все откровеннее пугаются того, что происходит сейчас во власти. Пугаются региональные элиты, пугаются бизнес-элиты, у которых вырывают огромные куски собственности, пугаются политические и медийные элиты. И на этом фоне Касьянов с целым рядом влиятельных людей и влиятельных структур может рассматриваться как вменяемая, не самая плохая альтернатива. Поскольку весь этот режим персонально замкнут на Владимира Путина, а Владимир Путин намерен уходить, то президентские выборы 2008 года приобретают совершенно неожиданную интригу. Если у Касьянова 2 процента рейтинг, то у его потенциального противника, а именно - наследника или наместника на месте Владимира Путина вообще нулевой рейтинг просто потому, что мы его не знаем никак. Хотя, конечно, в ближайшем будущем мы увидим целый поток гнусной информации, имеющей целью уничтожить образ Касьянова, потому что его просто очень сильно боятся.



Михаил Саленков: В эти выходные прошла межрегиональная конференция Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова, который тоже объединяет всех оппозиционеров, в том числе и левых, и демократов. Как вы считаете, эта новая общественно-политическая организация будет конкурентом Объединенного гражданского фронта?



Дмитрий Орешкин: Все зависит от переговоров, все зависит от амбиций и все зависит на самом деле от развития событий. Так получается, что если ситуация приемлемая, то политические лидеры, особенно либерально-демократического плана, очень легко друг с другом ссорятся, потому что на первое место выходят амбиции, на первое место выходят довольно примитивные политические и собственнические интересы и начинают выяснять, у кого рост выше, рука сильнее, денег больше. Но, когда речь идет уже не о том, чтобы делить прибыли и не о том, чтобы делить амбиции, а о вопросе выживания, то здесь со страху они могут и объединиться. Опять же, чем жестче будет действовать нынешняя власть, тем больше будет стимулов для объединения.


XS
SM
MD
LG