Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Стамбуле Елена Солнцева.
Полина Ольденбург: Как создаются знаменитые турецкие ковры, считающиеся в стране стратегическим товаром? Из Турции передает наш корреспондент.
Елена Солнцева: Старинную песню до сих пор в провинции Конья поют женщины, которые ткут ковры. У ткацких станков собираются несколько десятков мастериц. Тут же снуют дети. Более старшие традиционно приносят обед - холодный айран, рис и отварную фасоль. Во многих семьях ремесло - ткать ковры - передается по наследству. Это единственное дело, приносящее хоть какой то доход.
Турчанка: Наша семья занимается ковроткачеством уже много лет. Сколько себя помню, у нас в доме всегда стоял ткацки й стан ок. Мать ткала ковры , половики, сумки, шали , а я, будучи ребенком, играла разноцветными клубками ниток, которые пахли овцами. Этот запах сопровождает меня всю жизнь. Нитки для домашних ткацких станков мы до сих пор прядем вручную на веретенах или прялках из шерсти местных овец.
Елена Солнцева: Турки считают себя основателями ковроткачества. Историки, однако, утверждают, что к овер - изобретение древних кочевников, пр ишедшие в Западную Азию тюркские племена лишь унаследовали давн ее искусство и довели его до совершенства. Средневековые ковры можно увидеть в Музее исламского искусства в Стамбуле . Экскурсовод Айше утверждает, что самые старые ковры - килимы - сохранились с XIII века.
Айше: Самые ранние сельджукские ковры найдены в столице сельджуков, городе Конье. Они простые и грубые, с четким геометрическим орнаментом. На коврах - птица или зверь - отличительный племенной знак, который был у многих тюркских племен . Позже в орнаменте ковров появляются изо ображени я живых существ и фантастических животных : дракона или птицы феникс. У каждого ковра сво й символический цвет. К расный , например, означает богатство, зеленый - цвет рая, желтый защища ет от неудач , голубой - цвет величия и благородства.
Елена Солнцева: Начиная с XV века тур ки отправляют ковры в Европу, где в то время появилась мода и спрос на товары экзотического Востока. Турецкие ковры - в европейски х церкв ях, на картинах старинных мастеров, например, у Гольбейна. Английский король Генрих VIII был страстным коллекционером турецких ковров, - н ачав покупать их, он уже не мо г о становиться . К сожалению, когда король охладел к коллекции, все восемьсот турецких ковров сгнили на сырых камнях королевского дворца в Хэмптон-Корте. В султанских дворцах, напротив, за коврами был особый уход. В каждом дворце имелся человек, чья должность так и называлась - "ковровый", он следил именно за состоянием султанских ковров. По словам историка и археолога Невзиха Башгелена любитель роскоши султан Абдул-Хамид в самом конце XIX века основал ковровую придворн ую фабрик у вблизи Стамбула.
Невзих Башгелен: Турецкие султаны неж ились в гарем ах с кальяном во рту , а в это время сотни мастериц ткали для султанского дворца ковры по специальным эскизам. Н а фабрике работали молодые девушки и женщины, которые творили настоящие чудеса. Присутствующий на коврах тюльпан был самым любимым символом султанов, он означал силу и мощь Османов.
Елена Солнцева: В домашн их условиях тщательно окрас ить шерсть было очень трудно. В каждом квартале был специальный красильщик. В сельских районах бродячи е красильщики криком предупреждали о своем приходе. Профессия красильщика сохранилась поныне. Мехмет Али - хозяин небольшой красильной мастерской в Стамбуле.
Мехмет Али: Для окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители. Они дороги, но прочны, на века. Р астительные краски добыва ют из индиго , который дает синий цвет. Ш афран дает желтый. Лучший шафран привозят из Ирана. У него самый насыщенный цвет. Грецкий орех тоже подходит, однако, у него темноватый оттенок. К расную краску до сих пор получают из корней марены . При разной концентрации марена окрашивает шерсть в красный, фиолетовый, оранжевый и даже желтые цвета.
Елена Солнцева: О крашенн ые растительными красками ковры особо ценят современны е коллекционер ы, которых называют "о хотник ами за коврами". Антик сокак - улица, где продают самые старые ковры в Стамбуле. Маленький потёртый коврик здесь может стоить сотни тысяч долларов. Хозяин одного из магазинов - ковровщик Атагюн - определяет возраст ковра по запаху.
Атагюн: Ко мне часто приносят современные ковры, выдавая их за старинные. Однако анилиновые красители невозможно спутать с натуральными. Ковры, покрашенные синтетическими красками, издают неприятный химический запах. Натуральные краски могут сохраняться веками и пахнут травами, морем, лесом, лугом и солнцем.
Елена Солнцева: " Беспечно ожидая хана, вокруг игривого фонтана на шелковых коврах они т олпою резвою сидели" , - писал Пушкин. Каждый такой шелковый ковер стоит в стамбульском магазине не меньше 15-20 тысяч долларов. Однако современные турчанки предпочитают покупать именно шелковые ковры, которые считаются лучшим приданым невесте на свадьбу.