Ссылки для упрощенного доступа

В Третьяковской галерее открылась выставка "Русский символизм. "Голубая роза"


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Дмитрий Морозов: В Третьяковской галерее открылась выставка под названием РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ. "ГОЛУБАЯ РОЗА". В Москву эту экспозицию привезли из Бельгии, где она показывалась в рамках фестиваля "Европалия 2005".



Лиля Пальвелева: Устроители выставки заявляют: так полно, как сейчас, русский символизм в изобразительном искусстве уже очень давно не был представлен. В залах Третьяковской галереи на Крымском валу рядом оказались работы незаслуженно забытых художников и тех, чьи имена стали хрестоматийными.


Как заявляет генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов, собирали эти вещи из разных хранений.



Валентин Родионов: Представлено примерно 140 работ из Третьяковской галереи, Русского музея в Петербурге и наших провинциальных музеев, за что мы им благодарны.



Лиля Пальвелева: Особого упоминания заслуживает Саратовский художественный музей имени Радищева, обладающий прекрасной коллекцией символистов. С Саратовом был тесно связан Борисов-Мусатов, а также его ученики Павел Кузнецов и Петр Уткин. Вместе с Сапуновым, Сарьяном, Судейкиным и другими живописцами в 1907 году они провели выставку под названием «Голубая роза», давшим впоследствии название одному из самых изысканных объединений художников. Надо сказать, что 100 лет назад живые цветы еще не подкрашивали, и аллюзий с нетрадиционной сексуальной ориентацией слово «голубой» еще тоже ни у кого не вызывало. «Голубая роза» означало «нечто ирреальное, существующее только в грезах, в мечтах». Такой и была живопись символистов, утверждает куратор нынешней выставки Ида Гофман.



Ида Гофман: В первом зале мы хотели создать атмосферу выставки 1907 года, когда художники передавали мир, куда человек входил и как бы отрешался от всей прозы жизни. Эта выставка была просто поразительна, она была сделана, как целое представление: стены были выкрашены в серо-голубой цвет, на полу лежали серые ковры и в том же тоне картины были на общие темы - "Сон", "Торжество в небе", "Песнь".



Лиля Пальвелева: В том зале, где частично реконструирована легендарная выставка 1907 года, развешаны картины, на которых даже вода в фонтане кажется заснувшей. Исполнен сонного оцепенения и мраморный мальчик работы Веры Мухиной - ничего общего с ее более поздними и бодрыми рабочим и колхозницей. Мрамор тонирован, во впадинах темнее, из-за чего кажется, что скульптуру вырыли из земли. Этот сон - многовековой. Символисты любили такие образы.


XS
SM
MD
LG