Ссылки для упрощенного доступа

«Лаврову будет трудно отстаивать инициативы Москвы на Ближнем Востоке»


В России делегация ХАМАС не упустила возможности поговорить о вечном
В России делегация ХАМАС не упустила возможности поговорить о вечном

Министр иностранных дел России Сергей Лавров прибывает сегодня с визитом в Вашингтон. Запланированы его переговоры с госсекретарем США Кондолизой Райс, а также встреча с президентом Джорджем Бушем и руководством конгресса. Среди основных тем, которые будет обсуждаться, значатся последние инициативы Москвы в отношении ядерной программы Ирана и визит делегации палестинской группировки ХАМАС в Москву.


В обоих случаях исход российских инициатив пока неочевиден: палестинские радикалы по-прежнему отказываются признать существование Израиля, а Тегеран заморозить программу по обогащению урана; сегодня же иранское «ядерное досье» рассматривает совет управляющих МАГАТЭ. При этом Россия своими последними дипломатическими маневрами уже осложнила свои отношения с Израилем; нелегкий разговор, судя по всему, Сергею Лаврову предстоит и в Вашингтоне.


Главный редактор московского журнала «Россия в глобальной политике Федор Лукьянов разделяет инициативы Москвы на палестинском и иранском направлениях: «они немножко разного калибра и разного механизма. Что касается Ирана, то здесь при всей странности хода этих переговоров и неполной ясности относительно целей иранской стороны у России, по крайней мере, есть реальные каналы, механизмы и инструменты воздействия на Тегеран. В этом смысле эти переговоры, наверное, полезны, если только к ним правильно относиться, не возлагая излишних надежд. Насколько адекватно в России и, кстати говоря, на Западе оценивают действенность этого канала, у меня понимания нет. Что касается ХАМАС, то здесь, как мне кажется, [есть] принципиальная разница в том, что у Москвы нет никаких инструментов воздействия на эту организацию. Единственное, чего можно добиться при помощи этой встречи, это дать ХАМАС возможность продемонстрировать свой флаг и сделать свои заявления, так сказать, на большой международной арене».


Аналитик подчеркивает, что у России не просматривается рычагов воздействия на палестинских радикалов: «Я не понимаю, что может сделать Россия для того, чтобы убедить их пойти на уступки, тем более что первое же, что сделали представители ХАМАС в Москве, это заявили, что ни о каком признании Израиля речи быть не может. То есть для ХАМАС это хорошая возможность продемонстрировать, что они не находятся в международной изоляции; для России это, очевидно, попытка вернуть себе реальную роль на Ближнем Востоке, не формальную, которая у нее всегда была, а именно реальную, утраченную уже как минимум 15 лет назад. Но попытка, скорее всего, обреченная на неудачу просто потому, что на Ближнем Востоке более, чем где бы то ни было, уважают силу и влияние. Россия таковой в данном регионе не обладает сегодня».


Последние инициативы Москвы в отношении Ирана и Палестины едва ли скажутся позитивно на ее отношениях с США. «Что касается Ирана, это все-таки не самодеятельность, это делается по согласованию с партнерами - с Соединенными Штатами, с Евросоюзом, хотя отсутствие результата - это самый плохой результат. А вот что касается ХАМАС, то, конечно, объяснить будет сложнее. Возможно, Соединенным Штатам будет интересно послушать живые впечатления от общения с ХАМАС, поскольку в таких случаях, когда речь идет о подобного рода политиках или международных деятелях, иногда личное общение важнее, чем их заявления. Но в целом Лаврову будет довольно трудно отстаивать правомерность этой позиции», - говорит Федор Лукьянов.


XS
SM
MD
LG