Ссылки для упрощенного доступа

Грозит ли Америке дефолт?


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Никита Татарский: Грозит ли Америке дефолт? Этот вопрос всё чаще задают не только за пределами США. Америка скоро достигнет потолка государственного долга, установленного законом. Поэтому министр финансов Джон Сноу обратился к законодателям с просьбой срочно повысить лимит, который сейчас не должен превышать 8,2 триллиона долларов. Дополнительный резерв правительство намерено получить, отложив очередное вложение в пенсионный план государственных служащих. О сложившемся положении наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов беседует с американским экспертом.



Ян Рунов: Насколько тревожно нынешнее положение? Стоит ли паниковать?


Содиректор Центра российских исследований при Гарвардском университете, профессор экономики в Уэлсли-колледже Маршалл Голдман ответил…



Маршалл Голдман: В обычных условиях да. Меня беспокоят такие аспекты американской экономической политики как иностранная задолженность и бюджетный дефицит, о котором говорит министр финансов Сноу. Но, пока другие страны готовы торговать с нами, вкладывать капитал в американскую экономику и одалживать нам деньги, всё останется, как есть, и никакого дефолта не будет.


Я помню, как в Америке в 50-х или 60-х годах была паника из-за доллара, который нигде не хотели принимать, потому что он потерял ценность. А несколькими годами раньше, вскоре после Второй Мировой войны, долларов не хватало, и все скупали их. Сейчас многое зависит от реакции наших кредиторов. Китайцы, японцы, даже россияне накопили большие резервы американской валюты. Если они решат держать у себя эти резервы, то нам в ближайшем будущем ничего не грозит. Но что если доллар обесценится, и никто не захочет его принимать? Это грозит катастрофой для такой страны, как Китай, - пока второго в мире кредитора США, который вот-вот станет кредитором номер один. Если доллар потеряет свою ценность, Китай ничего не сможет продать Америке, которая рассчитывается в долларах. Обесценивание доллара грозит Китаю экономическим и политическим потрясением. Поэтому Пекин продолжает и будет продолжать брать доллары. Известно, что если вы даёте в долг слишком много, то ваш должник начинает держать вас под контролем, а не наоборот. Думаю, мы сейчас достигли такого положения в отношениях с китайцами. Они попали в ловушку в этой ненормальной ситуации с нами.



Ян Рунов: Чем больше мы зависим от государств-кредиторов, тем больше государства-кредиторы зависят от нас?



Маршалл Голдман: Да. Поэтому я называю это "сумасшедшими объятиями". Китайцы привязаны к зелёной долларовой банкноте, которую вынуждены продолжать поддерживать в собственных же интересах. Но если какая-нибудь другая страна придёт и скажет: «Вы как хотите, а я избавляюсь от долларов», ситуация станет очень напряжённой.



Ян Рунов: Какие конкретные меры должно предпринять американское правительство, чтобы вывести страну из такого положения?



Маршалл Голдман: Прежде всего, повторяю, я не знаю, угрожает ли нам дефолт, поскольку кредиторы зависят от нас и не дадут нам упасть. Но если дефицит будет и дальше расти, если мы будем бросать деньги на зарубежные войны, бесконтрольно тратить на восстановление городов, пострадавших от стихийного бедствия, то наступит момент, когда мы не сможем больше финансировать войны и другие дорогостоящие программы, и тогда это приведёт не только к экономической катастрофе в США, но и в других странах, которые являются нашими торговыми партнёрами.



Ян Рунов: Вы считаете, такой момент близок?



Маршалл Голдман: Да, поэтому многие экономисты не могут понять, почему американское правительство продолжает наращивать дефицит. Президент Буш периодически говорит, что необходимо сократить дефицит и подрезать социальные программы. Но законодатели, реагируя на настроения избирателей, говорят, что социальные программы трогать нельзя, лучше сократить наши действия за границей. Вот такое положение.


XS
SM
MD
LG