Ссылки для упрощенного доступа

Единству Европы мешает «экономический национализм»


Единой европейской валюте угрожает проявляющийся в ЕС протекционизм
Единой европейской валюте угрожает проявляющийся в ЕС протекционизм

В Европе набирает силу тенденция экономического протекционизма. Все чаще государство препятствует проникновению крупных иностранных компаний на свой рынок, особенно если это касается стратегических отраслей. Первым таким примером может считаться срыв попытки индийского сталелитейного гиганта Mittal Steel купить своего конкурента - люксембургско-бельгийско-французский металлургический комбинат Arcelor.


Тогда это толковалось некоторыми экспертами как нежелание французов пускать в Европу предприимчивых азиатов. Но сегодня ясно, что такая тенденция не ограничивается только азиатской конкуренцией. Множатся случаи, когда отвергнутыми претендентами оказываются предприятия соседних европейских стран, союзников по НАТО и членов Европейского союза. Такое развитие событий уже получило в прессе ярлык «нового экономического национализма». И наиболее последовательно такая политика прослеживается во Франции.


Как рассказывает парижский корреспондент Радио Свобода Семен Мирский, наличие «экономического патриотизма» во Франции можно продемонстрировать на множестве примеров. Один из них и весьма показательный – история с несостоявшимся газовым слиянием Enel и Suez. Итальянский энергетический концерн Enel недавно заявил о своем намерении приобрести французскую фирму Suez, специализирующуюся в сфере распространения и доставки предприятиям энергоносителей. Правительство Франции, решившее не допустить покупку национальной компании итальянской, в срочном порядке провело сделку так называемого дружеского слияния Suez и концерна Gaz de France, 80% акций которого находится в руках государства. Премьер-министр Франции Доминик де Вильпен обосновал решение о слиянии Suez и Gaz de France энергетической стратегией страны.


Правительство Италии немедленно отреагировало на решение официального Парижа, указав, что слияние Suez и Gaz de France, в данных условиях противоречит основным принципам деятельности и основополагающим документам Европейского союза. Таким образом этот пример вышел на уровень невозможности сочетания общих интересов объединенной Европы и отдельных государств. Как пишет в парижской газете Le Monde Эрик Лебуше, история со слиянием Suez и Gaz de France - свидетельство провала идеи создания объединенного европейского рынка энергоносителей. На смену экономическому патриотизму идет экономический национализм. А это означает, что над Европой сгущаются грозовые тучи.


По мнению итальянского эксперта, профессора Миланского университета Паулы Брунду, никаких ответных шагов со стороны Италии на эту историю ожидать не следует. Общественное мнение недостаточно осведомлено о проблеме и не знает подробностей происшедшего, говорит эксперт. Все, что известно из печати, это то, что французская сторона повела себя некорректно и нарушила принцип либерального подхода и свободного рынка.


Если это так, то итальянским предпринимателям не останется ничего другого, кроме как повышать свою конкурентоспособность на французском рынке. «В любом случае Италии не следует отвечать введением протекционизма и защитой итальянского рынка от французских или любых других иностранных товаров. Этот случай показывает, что Европа еще не преодолела в себе протекционистские или националистические пережитки».


Премьер-министр Франции, оправдывая протекционистские меры, назвал французскую экономическую политику хозяйственным патриотизмом. По мнению Паулы Брунду, размежевать «патриотизм» и «протекционизм» очень непросто. Непреодолимой границы между этими понятиями нет. Но, скорее всего, французское правительство руководствовалось в своем решении совсем другими критериями. Наметившаяся тенденция может, считает эксперт, представлять определенную угрозу для общей валюты евро. Но еще большую угрозу для ее курса представляют призывы таких стран, как Италия, Франция или Германия к отказу или несоблюдению пакта стабильности.


Как бы то ни было, после сложной ситуации с общей европейской конституцией тенденция ряда стран к экономическому протекционизму может сделать дальнейший процесс политической интеграции Европы еще более неопределенным.


XS
SM
MD
LG