Ссылки для упрощенного доступа

Уровень инфляции в России может оказаться к концу года выше запланированного


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Михаил Саленков.



Александр Гостев: Уровень инфляции в России может оказаться к концу года выше запланированного. В первые два месяца года рост цен составил четыре процента, в то время было решено, что в целом за год он не превысит девяти процентов.


Глава правительства Михаил Фрадков на утреннем заседании пригрозил министрам, что «не обеспечение принятых решений будет рассматриваться как профнепригодность и несоответствие занимаемой должности».



Михаил Саленков: Инфляция в России в январе-феврале составила почти половину от прогнозируемого правительством роста цен на весь 2006 год.


Проводя в четверг утром заседание кабинета министров, его руководитель Михаил Фрадков заявил...



Михаил Фрадков: Сказано президентом: обеспечим экономическое развитие в условиях макроэкономической стабилизации, работайте! Плохо работаем, очень плохо... По той же инфляции. Хочу всех сориентировать: необеспечение принятых решений по этим вопросам (читай - необеспечение выхода на запланированные показатели по инфляции) будут рассматриваться, как профнепригодность и несоответствие занимаемой должности. Таким образом будем реагировать на пожелания и критику, которые адресованы правительству. Разговоры закончились.



Михаил Саленков: Для сдерживания инфляции Центральный банк вынужден идти на более быстрое, чем ожидалось, укрепление рубля. Такая политика делает менее привлекательными американские доллары, традиционно используемые населением для хранения сбережений. Подробнее об этом экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов.



Иван Трефилов: Темпы роста потребительских цен в России, по данным официальной статистики, составили с начала года 4,1%. Наиболее сильно подорожали продукты питания, прежде всего сахар и соль. Заметный вклад в раскручивание инфляции внесли и коммунальные тарифы - в среднем по стране они выросли на 15%. Говорит министр экономического развития и торговли Герман Греф...



Герман Греф: Такая продукция, как плодоовощная продукция, соль, сахар, которые подорожали все выше 20%, эти три группы, ну, плюс ЖКХ, явились определяющими в динамике роста цен в первые два месяца текущего года. Мы думаем, что все же во многом это было спровоцировано и необычными холодами, и ажиотажным всплеском спроса на такие товары, как соль. Эти факторы должны уйти, и ситуация должна нормализоваться.



Иван Трефилов: Незапланированную инфляцию в правительстве объясняют сезонными факторами. Однако министр финансов Алексей Кудрин уже признал, что годовой ориентир - 8,5% - возможно, достигнут не будет. В свою очередь, президент Владимир Путин требует от правительства добиваться поставленной цели.



Владимир Путин: Самая главная цель - обеспечение темпов экономического роста при снижении инфляции. Вместе с тем мы знаем заложенные параметры этого года - 8,5%. За первые два месяца уже рост 4%. Мы в конце прошлого года говорили о том, что нужно предпринимать необходимые меры. Разговоров много, а результат пока не тот, который мы ожидали.



Иван Трефилов: Сейчас у финансовых властей не остается иного пути, как сокращать масштабы скупки поступающей в страну валюты. Первый заместитель председателя Центрального банка Алексей Улюкаев считает такую политику правильной.



Алексей Улюкаев: Наша цель - это борьба с инфляцией. Эта инфляция - самое большое препятствие на пути нашего экономического развития. Плавно, но довольно твердо проводим ту линию, что в большей степени борьбу с инфляцией выводим на первый план, а все-таки курсовые соотношения чуть отступают на второй план.



Иван Трефилов: С одной стороны, укрепление рубля заставляет население отказываться от традиционных методов хранения своих сбережений и переводить их из долларов в национальную валюту. Однако, с другой стороны, сильный рубль не выгоден российским товаропроизводителям, которым становится все труднее конкурировать с дешевеющим импортом.



Михаил Саленков: Удастся ли российскому правительству сдержать инфляцию и если да, то какой ценой? Эти вопросы мы адресовали экспертам – аналитику «Альфа-банка» Наталье Орловой и бывшему министру финансов России, а ныне руководителю Высшей школы экономики Евгению Ясину.


По мнению Натальи Орловой, рост цен в 2006 году составит 11%, независимо от того, уволит министров Кудрина и Грефа премьер Фрадков или нет.



Наталья Орлова: Конечно, есть экстренные меры. Мы все знаем, что в конце прошлого года практиковалась такая мера, как заморозка цен на бензин. В принципе можем себе представить, что, например, можно в очередной раз либо заморозить на текущем уровне цены на бензин, но, честно говоря, даже не уверена, будет ли этого достаточно, чтобы удержаться в 9-процентном уровне, можно предпринять какие-то усилия по договоренности с нефтяными компаниями, чтобы понизить даже цены. Но мне кажется, следует понимать, что это все меры носят очень краткосрочный характер, потому что, если долгосрочно, скажем, не реформировать сектор ЖКХ, не менять ценообразование на других рынках, то, естественно, рост тарифов будет продолжаться. То есть его можно задержать в течение текущего года, но долгосрочно, мне кажется, что эти проблемы, их нельзя решать просто каким-то административным рычагом.



Михаил Саленков: На ваш взгляд, каким может быть по итогам года процент инфляции?



Наталья Орлова: Вы знаете, у меня ожидание 11%. Я его не могу менять только потому, что Фрадков пригрозил кому-то увольнением. Пока мы говорим о том, что, конечно, в правительстве есть понимание, что это проблема и что ее нужно решать, но никаких конкретных предложений не появляется. У нас уровень инфляции не снижается ниже 10-11% уже на протяжении последних трех лет, хотя очень хорошие все экономические показатели. То есть это значит, что дальше мы не можем снижать темп роста цен просто какими-то монетарными усилиями и усилиями бюджетной политики. Нужно продолжение структурных изменений.



Михаил Саленков: Евгений Ясин полагает, что угрозы премьера Фрадкова освободить от должности одного или нескольких членов кабинета министров показатели инфляции не улучшат. По его мнению, вряд ли рост цен в стране будет по итогам года менее девяти процентов.



Евгений Ясин: Подход такой, что министры в этом виноваты или они что-то могут сделать, предполагает, что они должны более активно контролировать цены. Это бессмысленно, потому что рыночные реформы делались для того, чтобы цены были свободны, а не для того, чтобы их контролировать. Значит, есть какие-то другие проблемы, которые решаются не в кабинете того или иного министра. С моей точки зрения, принципиальная проблема заключается в том, что при больших доходах от нефти, с которыми, вообще, трудно справиться, наша власть в целом приняла меры по подавлению бизнеса, которые привели к тому, что деловая активность упала. Стало быть, возможность использования рационального тех средств, которые мы получаем от экспорта нефти, газа и так далее, снизилась, и это привело к тому, что темпы снижения инфляции упали, больше того, есть угроза, что знак переменится. Вот уже два месяца этого года знак переменился по сравнению с январем-февралем прошлого года, не намного, но все-таки переменился.



Михаил Саленков: Евгений Григорьевич, а могли бы предположить, какова будет в конце года инфляция?



Евгений Ясин: Я не знаю. Пока цифры по двум месяцам еще не дают оснований делать окончательные выводы. 8,5% за год почти наверняка уже не будет, потому что за оставшиеся месяцы, если мы половину почти что выбрали, то мы выберем то, что там осталось. Но опыт прошлого года показывает, что мы могли наблюдать и повышение деловой активности во второй половине года. Возможно, что она будет у нас расти, потому что шок ЮКОСа, от других действий правительства в определенной степени прошел, а колоссальные возможности вложения средств в России налицо, и бизнес не может их игнорировать, поэтому несколько взбодрился. Посмотрим, как дело пойдет дальше.


XS
SM
MD
LG