Ссылки для упрощенного доступа

Музей Ленина возродился в Историческом музее


«Выставка "Символы советской истории" — одномерная и откровенно пропагандистская» [Фото - <a href="http://www.museum.ru/" target="_blank">MUSEUM.RU</a>]
«Выставка "Символы советской истории" — одномерная и откровенно пропагандистская» [Фото - <a href="http://www.museum.ru/" target="_blank">MUSEUM.RU</a>]

«Символы советской истории» — так называется новая выставка Исторического музея. Все экспонаты взяты из запасников. Прежде у них был другой обладатель — упраздненный ныне Государственный музей Владимира Ильича Ленина.


Фирменная черта Исторического музея — стремление к научной объективности, к созданию полноты исторической картины. И временные выставки, и разделы постоянно действующей экспозиции организуются таким образом, чтобы взвешенно были представлены различные мнения и оценки, которые высказывались и давались в ту или иную эпоху.


К примеру, на недавней выставке, посвященной декабристам, наряду с воззваниями и письмами участников восстания на Сенатской площади, можно было увидеть документы, в которых декабристы оценивались как бунтовщики и злодеи. Музей демонстрирует доверие к интеллектуальным способностям своих посетителей, которые сами могут во всем разобраться. Главное — предоставить достоверную информацию, показать подлинные вещи былых эпох.



Выставка «Символы советской истории» выбивается из этого ряда. Она — одномерная и откровенно пропагандистская, чего, в общем-то, и не скрывает Татьяна Колоскова, автор экспозиции, а в прошлом директор Центрального музея Ленина: «Мы хотели пригласить людей поразмышлять о заслугах коммунизма перед государством Российским. Символы — благодатный материал для такого спокойного, некрикливого размышления».



«У японцев Ленин похож на японца»


Среди 172 экспонатов выставки немало статуэток, кубков и каких-то невнятных композиций из хромированных звезд, латунных колосьев и покрытых эмалью изображений красных стягов. При социализме такие вещи были распространенной формой вознаграждения за ударный труд — вместо материального поощрения. Как правило, эти никому не нужные награды уныло пылились в кабинетах руководителей разного ранга. Однако Татьяна Колоскова убеждена — советская эмблематика была важной частью духовной жизни советских людей: «Мы отобрали не просто памятные знаки ушедшего времени, но памятники, которые в символической форме выразили основополагающие ценности своего времени. Это те ценности, которые делали устойчивым наше государство, которые связывали человека со своей страной, с нашей страной, с обществом и друг с другом».


В словах Татьяны Колосковой отчетливо слышна ностальгическая нота. Она и выставку сделала как реплику Музея Ленина, в точном соответствии с его официозным пафосом. Правда, выставка дает повод повеселиться. Среди бюстов основоположников есть несколько примечательных. Рассказывает сотрудница музея Елена Захарова: «Эти бюсты из коллекции огромной нашей ленинианы. У нас сотни бюстов Ленина, которые были сделаны величайшими скульпторами. Мы решили показать такие интересные вещи — вы видите здесь Ленина, представленного в таком демоническом виде: Ленин-оратор, Ленин-трибун. А что касается вот тех двух скульптур, то мы решили показать, что в каждом народе Ленин воспринимается по-своему. На Мадагаскаре его представили таким, а у японцев Ленин немножко похож на японца».


Подарок мадагаскарских товарищей вырезан из темного палисандрового дерева. При этом губы и скулы — точь-в-точь, как у представителей коренных жителей Африканского континента. Скульптор из «страны восходящего солнца» ласковый прищур Ильича превратил в узкий восточный разрез. «Что лишний раз доказывает, что Ленин был вождем мирового пролетариата», — остроумно заметил кто-то в день открытия выставки.


«Второй конгресс Коминтерна»


Еще один достойный внимания экспонат — монументальное полотно Исаака Бродского «Второй конгресс Коминтерна». Слово Татьяне Колосковой: «Картина Бродского лежала 60 лет в запасниках. Она была запрещена к экспонированию, поскольку там были изображены враги народа. Здесь и Бухарин, и другие деятели. Могу перечислить очень многих руководителей партии, в частности, руководителей мирового коммунистического движения».


Татьяна Колоскова рассказывает, к ак смогла уцелеть, да еще не отправиться в ссылку в какое-нибудь захолустье — картина, увековечившая репрессированных политических деятелей: «Был приказ уничтожить, но музейщики есть музейщики. Они прикапывали эти вещи, хранили их. Потому что у музейщиков трепетное отношение к историческому предмету».


На сегодняшний день картина «Второй конгресс Коминтерна» интересна, прежде всего, как документ былой эпохи. Разглядывать эту многофигурную композицию — все равно, что читать списки участников. «Смотрите — и этот там был, и этот. Одного расстреляли вскоре, другого — несколько лет спустя». Однако, художественные достоинства полотна невелики. Исаак Бродский несомненно отталкивался от картины Репина «Торжественное заседание Государственного совета», но у знаменитого передвижника изображение целостное, а у его последователя дробится на отдельные портреты, искусственно соединенные друг с другом.


Властью художник Бродский был обласкан. С гигантского полотна даже копии делали для украшения ближних и дальних учреждений. Так, свидетельствуют архивные документы, в Новосибирске для обустройства нового здания Сибкрайисполкома ткани для портьер заказывали в Харбине, а копию революционной картины Бродского везли из не менее далекой Москвы. Еще художника назначили, как выражались в 1920-30-е годы, «командовать Академией художеств». Сохранилась дневниковая запись одного из самых блистательных живописцев эпохи — Павла Филонова — о том, какую уничижительную оценку он дал на заседании Академии художеств и картине, и всему творчеству Бродского: «Несколько раз я высказывал публично свое мнение о вас, как о художнике, и сейчас еще раз его разъясню. Я считаю Бродского за его картину "Коминтерн", именно за эту картину, лучшим художником и здесь, и в Европе. Лучшим художником, но именно из той группы, куда он относится, то есть группы академического реализма — постпередвижничества. Но Бродский — не мастер. Он не умеет ни писать, ни рисовать».


На открытии выставки «Символы советской истории» директор Исторического музея Александр Шкурко пообещал: «Через несколько лет Исторический музей уже на новых площадях Музейного квартала сможет создать экспозицию по истории ХХ века. Я думаю, что те 70 лет, которые называются " советским периодом " , тоже получат в ней свое отражение».


Хочется верить, что при работе над этим разделом, сотрудники музея не забудут, к примеру, об узниках ГУЛАГа, которые, глядя на звезды на куполах церквей Соловецкого монастыря, вряд ли относились к ним также, как Татьяна Колоскова: «Красная звезда — первый геральдический символ. Звезда с древнейших времен — символ манящей цели и высоких побуждений. Пятиконечная звезда имеет много значений, в том числе — это символ защиты и безопасности. Поэтому звезда стала и геральдическим знаком армейских отличий. А красный цвет в геральдике — это цвет мужества, храбрости, любви. Опыт показывает, что 15 лет — недостаточное время, чтобы научиться относиться к прошлому справедливо».


Государственный музей Ленина упразднили всего 15 лет назад. Времени, действительно, прошло слишком мало, и это единственное, с чем трудно не согласиться.


XS
SM
MD
LG