Ссылки для упрощенного доступа

Руководители крупных нефтяных компаний США были вызваны в Сенат, где рассказали о своей деятельности


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Никита Татарский: Руководители крупных нефтяных компаний Соединеных Штатов были вызваны в Сенат, чтобы отстоять целесообразность произошедших в отрасли слияний и в очередной раз отвести упреки законодателей в высоких прибылях.



Аллан Давыдов: Во вторник комитет по юридическим вопросам Сената США провел слушания с участием президентов и генеральных директоров пяти крупнейших энергетических компаний. Законодатели пытались разобраться, в какой степени частые слияния и рекордные прибыли в этой отрасли повлияли на рост цен на энергоносители. По сведениям члена сенатского комитета Дайаны Файнстайн, с 1999 года в американской нефтегазовой индустрии произошло 2600 слияний. Сейчас пять компаний контролируют 65 процентов отрасли. Руководители энергетических компаний едва успевали отвечать на вопросы законодателей, которые не скрывали своего мнения о том, что в высоких ценах на бензин во многом виноваты их визави и возглавляемые ими нефтяные компании. Сенатор-демократ Чарльз Шумер...



Чарльз Шумер: В своем недавнем обращении к нации наш президент во всеуслышание признал, что Америка, как наркоман, подсела на нефтяную иглу. Если это так, то тогда крупнейшими наркодилерами являются нефтяные компании-монстры.



Аллан Давыдов: Сенатор априори утверждал, что маниакальная, как он выразился, страсть к слияниям в нефтегазовой отрасли в последние 10-15 лет сыграла самую непосредственную роль в формировании рекордно высоких цен на автозаправках. Другие законодатели приглашали бизнесменов вместе поразмышлять над тем, почему только за последние две недели цены на бензин в США подскочили на 11 центов за галллон, в то время как цены на сырую нефть - упали на семь центов за галлон. Сенатор-республиканец Чарльз Грассли...



Чарльз Грассли: Не является ли то, что вы здесь нам говорите, лишь некоей формой рыночной манипуляции, приводящей к обману людей у бензоколонок? Имея возможность увеличить поставки, вы предпочли этого не делать, стремясь еще более ухудшить ситуацию на бензиновом рынке в целях, как мне представляется, получения сверхприбылей.



Аллан Давыдов: Рекс Тиллерсон, председатель и генеральный директор компании "Экксон-Мобил" парировал тем, что корпоративные решения основываются не на мнении узкого круга руководителей, а на интересах многих тысяч держателей акций.



Рекс Тиллерсон: Сенатор, у наших акционеров существуют определенные ожидания успеха нашей компании - как на текущий, так и на предстоящий период.



Аллан Давыдов: Президент компании "Шелл Ойл" Джон Хофмайстер связал рост цен на бензин с последствиями урагана "Катрина".



Джон Хофмайстер: Недостаточный доступ к энергоресурсам и ураганы - вот в чем корни беспокойства, которое сейчас испытывают американские потребители. Цены повышаются в ситуации, когда предложение ограничено, а спрос - нет. Таков закон свободного рынка.



Аллан Давыдов: Глава американского филиала "Бритиш Петролеум" Росс Пиллари фактически дал понять, что проведенное в последние годы слияние крупных компаний даже помогло нефтеиндустрии быстрее восстановить равновесие после урагана.



Росс Пиллари: Вполне вероятно, что рост производственных возможностей и размеры сегодняшних компаний способствовал более эффективному восстановлению поставок продукции, когда это оказалось необходимо.



Аллан Давыдов: В тот же день председатель сенатского Комитета по юридическим вопросам Арлен Спектер подготовил законопроект, усиливающий ограничения корпоративных слияний в этой отрасли и даже блокирующий слияния, которые могут вызвать значительное снижение конкуренции. Кстати, это уже второй случай за последние четыре месяца, когда руководители нефтегазодобывающих компаний вызываются на слушания в Сенате. Тогда, в ноябре, Юридический комитет одобрил аналогичный законопроект, который, впрочем, застрял, так и не став законом.


Некоторые наблюдатели склонны видеть в стремление законодателей призвать к ответу энергокомпании скорее церемониальную процедуру, идущую вразрез с объективными экономическими законами. Говорит экономический аналитик Стивен Мур.



Стивен Мур: Большие нефтяные компании и их руководители нередко преподносятся в виде главного виновника высоких цен на нефтепродукты. Конечно, после урагана "Катрина" скачок цен произошел. Но правда и то, что даже в тот критический период не было серьезных нарушений в поставках нефтепродуктов. А затем мы увидели падение цен. В конце концов, не надо забывать, цены на бензин в США и сейчас остаются практически ниже, чем где-либо еще в мире. И я не вижу оснований представлять энергетические компании этакими монополистическими чудовищами, как это делает сенатор Арлен Спектер.



Аллан Давыдов: Однако критики говорят, что на рынке энергоносителей мало игроков; все в основном принадлежит пяти крупным компаниям...



Стивен Мур: Да, мы имеем пять крупнейших конкурентов. Но безжалостная конкуренция вообще характерна для данной отрасли. К тому же не надо забывать о существовании многих сотен компаний размером поменьше, которые конкурируют в разведке нефти. И большинство аналитиков считают, что идущая сейчас массовая разведка новых месторождений в конечном счете приведет к снижению цен на нефть. Именно так работает рынок.



Аллан Давыдов: Между тем в прошлом году прибыль одной только нефтяной компаний "Экксон-Мобил" достигла рекордной цифры в 36 миллиардов долларов.


XS
SM
MD
LG