Ссылки для упрощенного доступа

Чем спровоцирован и кому выгоден хаос в Палестинской автономии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин .



Андрей Шароградский : Палестинские власти пытаются навести порядок в автономии после вчерашних событий на Западном берегу Иордана и в секторе Газа. Напомню, что в Газе палестинцы разгромили несколько представительств международных организаций и даже захватили заложников. Впрочем, многие европейские политики осудили не только вчерашние акты насилия, но и израильский рейд в палестинскую тюрьму в Иерихоне. Над темой работал мой коллега Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин: Израильские власти сегодня еще раз заявили, что вчерашняя операция в тюрьме в Иерихоне была необходима. Позицию Израиля по этому поводу разъяснило Министерство иностранных дел страны. Оно еще раз подчеркнуло, что один из лидеров "Народного фронта освобождения Палестины" Ахмед Саадат причастен к убийству в 2001 году израильского министра Рехавема Зееви и нельзя было допустить его освобождения из палестинской тюрьмы. В свою очередь, британский адвокат Саадата Дэниэл Мэковер заявил, что его клиента незаконно удерживали в тюрьме четыре года.


Между тем, израильские политики обсуждают последствия вчерашних событий на палестинских территориях, а в самой стране усилены меры безопасности - в ожидании ответных терактов.


Европейский Союз предупредил Махмуда Аббаса, что, если нападения на международные представительства в автономии не прекратятся, ЕС остановит финансовую помощь палестинцам. Это, однако, не касается 143 миллионов долларов, о передаче которых в феврале уже была достигнута договоренность. Насколько вчерашние беспорядки в Газе отразились на авторитете палестинских властей и не приведут ли они к международной изоляции автономии - об этом я побеседовал с Ириной Звягельской, доктором исторических наук, профессором. Сотрудницей Института востоковедения РАН?


Говорят ли события в Газе о том, что власти Палестинской автономии не контролируют ситуацию?



Ирина Звягельская: Вопрос все-таки заключается в том, что именно они должны контролировать и хотят контролировать. В общем-то, нужно сказать, что столь резкая реакция палестинцев, особенно палестинцев из "Народного фронта освобождения Палестины" на произошедшее в Иерихоне могла быть легко предсказуема.


Другой вопрос - насколько сейчас будут заинтересованы ХАМАСовцы, которые, кстати, еще только формируют правительство, в том, чтобы прекратить эти беспорядки, чтобы продемонстрировать свою силу? Тут может быть два варианта. Один вариант заключается в том, что в принципе, конечно, в их интересах, как мне кажется, сейчас все-таки делать все, чтобы привести в чувство тех, кто берет заложников, тех, кто поджигает здания иностранных миссий, еще и потому, что это все-таки не исламисты - это люди из светской, хотя и радикальной организации. А, с другой стороны, я полагаю, что то, что сейчас происходит и то, во что вылились эти беспорядки, в общем, подтверждает линию Израиля на то, что не с кем и не о чем говорить.



Кирилл Кобрин: Бывшая правящая палестинская партия или группировки и движение "Фатх" тоже может сказать, что мы же говорили, что ХАМАС не может контролировать ситуацию, не может управлять Палестинской автономией.



Ирина Звягельская: Оттого, что они сейчас это скажут, ведь ничего не изменится.



Кирилл Кобрин: Давайте перейдем к международному аспекту того, что произошло в Газе. Дело в том, что были подожжены помещения Британского совета, нескольких других международных организаций, были взяты заложники. Это все происходит на фоне практического прекращения, за исключением Европейского Союза, финансирования Палестинской автономии. Что же, палестинцы оказываются теперь окончательно в изоляции?



Ирина Звягельская: Нет, они не оказываются в окончательной изоляции. Насколько я понимаю, гуманитарная помощь все равно продолжается и будет продолжаться, равно как и помощь по ряду других каналов. Здесь гораздо важнее не помощь как таковая (хотя без нее Палестине не выжить), здесь важнее отношение к палестинцам. Мне кажется, то, что произошло, то, что они взяли заложников, это гигантская стратегическая ошибка. Причем они взяли в заложники людей, которые, естественно, никакого отношения к происшедшему не имеют.


Я еще не исключаю, что ХАМАС предпримет какие-то меры как раз для того, чтобы, как говорят, изменить эту ситуацию. Для того чтобы оказать нажим на "Народный фронт освобождения Палестины" и для того, чтобы в конечном итоге стабилизировать ситуацию в Газе.



Кирилл Кобрин: Вернемся к вчерашнему штурму тюрьмы в Иерихоне. Зачем Израилю нужно было взрывать ситуацию таким образом?



Ирина Звягельская: Я думаю, что израильтяне просто исходили из двух вещей. Первая - это то, что поскольку Саадат был избран в парламент, то, естественно, возникал вопрос о том, как же человек избран, а он сидит в тюрьме. Вопрос о его освобождении был поставлен достаточно остро, в чем, конечно, Израиль ни в коем случае не заинтересован, потому что существовали еще соглашения по этому поводу. Второе, что послужило, на мой взгляд, спусковым таким крючком, это было то, что ушли британцы, ушли американцы. Тогда стало ясно, что освобождение может в принципе произойти хоть завтра. Израиль начал действовать.


Я не уверена, что эта операция заранее просчитывалась для каких-то там политических нужд. Но другой вопрос, что она сейчас будет для этого использована, у меня не возникает в этом сомнений.



Кирилл Кобрин: Я беседовал с московским востоковедом профессором Ириной Звягельской.


Соединенные Штаты призвали израильтян и палестинцев к спокойствию. Представитель Госдепартамента Адам Эрели сказал.



Адам Эрели : В продолжение тех событий, которые начались после вывода международных наблюдателей из тюрьмы в Иерихоне, мы работаем с израильтянами и палестинцами, чтобы восстановить спокойствие, сдержанность и мы продолжим заниматься этим в течение ближайших дней.



Кирилл Кобрин: Сказал представитель американского госдепартамента.


XS
SM
MD
LG