Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Пскове Анна Липина.
Никита Татарский: Совет Госдумы одобрил и рекомендовал к рассмотрению в первом чтении законопроект, который вернет командирам такой рычаг воздействия на подчиненных, как гауптвахта. Каково сегодня положение дел с воинской дисциплиной и правопорядком в Вооруженных силах и чем может помочь или навредить возвращение гауптвахты - в репортаже нашего корреспондента из Пскова Анны Липиной.
Анна Липина: Процедура применения гауптвахты по решению командира как наказания за дисциплинарные проступки выпала из российской практики несколько лет назад. Сейчас гауптвахта применяется только для подозреваемых в преступлении. Говорит заместитель председателя региональной общественной правозащитной организации "Совет солдатских матерей" Наталья Гулевская.
Наталья Гулевская: Вот у нас есть одна из частей - мы работаем с психологом, и она жалуется: "Вы знаете, мы ничего не можем сделать. Вот ряд солдат, они вечером просто уходят, переодеваются и уходят. Ничего не можем сделать. Возили в прокуратуру, ну, что, их пожурили. Уголовного наказания никакого. Ну, ушли-пришли в самоволку. То есть гауптвахты нет, мы не можем их посадить, ничего не можем сделать. И они чувствуют, что ничего не могут сделать, и они наглеют еще больше и пользуются. И, тем более, смотрят остальные, вот если двое ушли - пошли пятеро, пошли 10 человек, переоделись и ушли - до утра их нет". То есть вот здесь какие-то пути надо искать естественно, нужна гауптвахта.
Анна Липина: Как отмечают в военной прокуратуре, самыми распространенными преступлениями среди военнослужащих являются самовольное оставление части и нарушение правил уставных взаимоотношений. Между тем, способ воздействия на нарушителей, чуть ли не единственный, - наряды вне очереди. Поэтому такая мера, как гауптвахта, просто необходима, - говорят военные прокуроры. Без нее поддерживать дисциплину на должном уровне чрезвычайно сложно. По словам офицера одной из псковских воинских частей, пожелавшего не называть свою фамилию, число грубых нарушений воинской дисциплины за последние годы возросло. И в армии все решается на кулаках.
Офицер: Ни для кого уже не секрет, что и срочники, и контрактники пьют, самовольно оставляют часть, дерзят командирам. А мы не можем их за это соответствующим образом наказать, поэтому применяются недозволенные методы. То есть, проще говоря, приходится учить иначе.
Анна Липина: Дисциплинарное бесправие командиров стало вынуждать их закрывать глаза на нарушения уставных взаимоотношений, "опираться" на старослужащих, наводить порядок с помощью рукоприкладства, утверждают правозащитники. Говорит заместитель председателя региональной общественной правозащитной организации "Совет солдатских матерей" Наталья Гулевская.
Наталья Гулевская: Достаточно таких случаев, когда, например, уголовного дела нет, и просто элементарного наказания для военнослужащих нет, поэтому, может быть, и чаще подвергаются избиениям. Действительно - это проблема. И если нарушил дисциплину, если он совершил какие-то противоправные действия, которые не должны быть уголовно наказуемы, то гауптвахта - это нормальный способ наказания.
Анна Липина: Впрочем, в неформальной беседе командиры скептически оценивают эффективность новых законодательных инициатив.