Из всех соседей Белоруссии поляки наиболее активно поддерживают демократические перемены в Белоруссии – это видно и на улицах городов во время многочисленных акций солидарности с Белоруссией, и на международной арене. Там вопросы, связанные с нарушениями прав человека в Белоруссии, так часто, как польские политики и правозащитники, не поднимает, пожалуй, никто. Почему это происходит? и является ли это инициативой исключительно политических элит?
Дней за десять до президентских выборов в Белоруссии в Польше впервые были проведены социологические исследования о том, как поляки относятся к происходящему у соседей. Оказалось, что 59% поляков уверены в том, что для их страны было бы лучше, если бы Белоруссия стала свободным государством. Лишь 6% придерживаются противоположного мнения. Около половины опрошенных заявили, что поддерживают демократическое движение в Белоруссии и считают, что польское государство должно ему помогать.
Когда верхи и низы заедино
Возможны ли в ближайшее время демократические перемены в Белоруссии? На этот вопрос позитивно отвечает лишь каждый третий опрошенный. Тем не менее, марши солидарности собирают тысячи поляков. Граждане активно участвуют во всевозможных проектах помощи Белоруссии, в польские ВУЗы принимают белорусских студентов, исключенных за общественную деятельность у себя дома. Данные социологического исследования, пожалуй, отражают реальную ситуацию – если еще несколько лет назад о помощи Белоруссии говорили в основном политики (причем эти заявления зачастую носили декларативный характер, то теперь инициативу поддержали низы.
Лидер легендарной рок-группы Perfect Гжегож Марковский, как и многие его коллеги, сразу же принял приглашение выступить на концерте солидарности с Белоруссией в Варшаве, причем без всяких гонораров. На вопрос «почему?», Гжегож отвечает как настоящий рокер: «Потому что мне очень хотелось это сделать. Знаете, у вас может болеть голова после вчерашней вечеринки, вы можете быть голодным или не выспаться, но нужно быть свободным».
Студент одного из варшавских ВУЗов, который принимал участие в акции протеста возле здания посольства Белоруссии, отвечает на этот же вопрос так: «Мы пришли к посольству в знак протеста против того, что происходит в Белоруссии – там ведь уже даже подготовка к какой-либо акции протеста карается: входит милиция, всех забирают. Мы не можем с этим согласиться и протестуем против репрессий, вообще против такого отношения к людям и надеемся, что белорусы об этом услышат. Это имеет смысл. Поляки все больше интересуются тем, что происходит в Белоруссии, знают, что там будут выборы. Мы вообще поддерживаем свободу, а когда информация о том, что у соседей свобода ограничена, доходит до поляков, то мы мобилизуемся и готовы помочь насколько можем».
А вот слова водителя варшавского автобуса, пришедшего на концерт поддержки: «Я могу свободно выйти из дома и прийти на такой концерт, это зависит только от моего желания. А в Белоруссии это невозможно – там запретили выступать музыкантам, которые сегодня играют здесь. Это неправильно, и я пришел, чтобы показать свое несогласие».
Польская дипломатия разворачивается на восток
Теперь слово политикам. Бывший спикер сейма Марек Боровский часто посещает акции солидарности с соседним народом: «Белоруссия для нас особенно близкая страна. Вот посмотрите хотя бы на флаги – у нас бело-красный, у белорусов – бело-красно-белый. Знаете, мы не собираемся, как говорит [ президент Александр ] Лукашенко, финансировать какую-то революцию, мы просто хотим, чтобы белорусы могли сделать свободный выбор».
Во время предыдущих президентских выборов четыре года назад о Белоруссии почти не было слышно, не только из-за терактов в США, которые переключили внимание всего мира на другие проблемы. Ни в Европейском Союзе, ни в других европейских структурах не было никого, кто постоянно напоминал бы о том, что происходит за Бугом. Выборы 2001 года были признаны не соответствующими демократическим стандартам, но не более того.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Вступившая в ЕС Варшава добивается, чтобы с ее голосом в том, что касается политики Брюсселя по отношению к ее восточным соседям, по-настоящему считались.
Польская дипломатия, справившись с основными задачами – вступлением страны в НАТО и ЕС, смогла частично перегруппировать свои силы в восточном направлении. Успех на Украине укрепил поляков в мысли, что они могут стать главным игроком в объединенной Европе, когда принимаются решения, касающиеся отношений с Украиной, Белоруссией и, в определенной степени, с Россией.
За год-полгода до президентских выборов в Белоруссии европейские структуры заметно активизировались – так, Европейский парламент только в 2005 году с подачи депутатов от Польши пять раз рассматривал белорусский вопрос. Ни одной стране, в ЕС не состоящей, парламент никогда не посвящал столько внимания. В нем создана даже специальная комиссия по делам Белоруссии, которую возглавил поляк Богдан Клих. Встречу руководства ЕС с кандидатом объединенных демократических сил Александром Милинкевичем (которая стала возможной также не в последнюю очередь благодаря усилиям польских политиков), можно считать огромным прогрессом, если принимать во внимание консерватизм и сдержанность Брюсселя в вопросах внешней политики.
С Милинкевичем встретился и президент Польши Лех Качинский, оппозиционеру было предоставлено право обратиться к сейму – он стал первым белорусом, выступившим в парламенте после Второй мировой войны. Польское правительство выделило средства на радиовещание на белорусском языке. Наконец, акции поддержки оппозиции, на которые раньше приходили в лучшем случае десятки, стали по-настоящему массовыми. К ним прислушиваются политики, их транслирует в прямом эфире телевидение.
Песню с красноречивым названием «Диктатор» на белорусском языке написала и исполнила популярная в Польше группа Big Cyc .
«Белорусы могут сотрудничать с кем угодно. Главное, чтобы этот выбор они сделали сами»
О том, почему наступил перелом в отношении поляков к Белоруссии, мы разговариваем с вице-спикером сейма, в прошлом активным членом «Солидарности» и политзаключенным Брониславом Коморовским.
«Белорусы – это же наши ближайшие родственники. Это народ настолько близкий нам географически, культурно, исторически, что удивительно было бы, если бы мы его не поддерживали. А особенно [ активно ] поддерживают белорусов те поляки, которые боролись за демократию и независимость Польши, для которых обращение “ Солидарности ” в 1981 году к подневольным народам Восточной и Центральной Европы с призывом бороться за свободу все еще актуально. Те идеи реализуются только сейчас – еще рано говорить, что этот путь пройден. Одним из последних бастионов старого строя как раз и остается Белоруссия. Демократические страны поддерживали нас в коммунистические времена – помогали издавать запрещенные газеты, книги, поддерживали политзаключенных. Время отплатить тем же самым тем, кто в этом нуждается. Мы боремся за то, чтобы нормальная жизнь, демократия, свобода – то, что имеем мы, - могло быть доступным и для братского белорусского народа».
В прошлом году официальный Минск не признал нового руководства общественного Союза поляков Белоруссии. Дело дошло до новых выборов, а во второй раз переизбранное руководство не признала уже Варшава. До этого скандала польские политики часто оговаривались, что политика Польши по отношению к Белоруссии ограничена проблемами польского национального меньшинства. Дескать, трудно быть резкими с Минском, если там живут сотни тысяч этнических поляков, которые могут пострадать из-за ухудшения двусторонних отношений. Возможно, Польша поддерживает оппозицию в соседней стране из корыстных побуждений?
«С Союзом поляков и так расправились самым жестким образом, - отметает это предположение Бронислав Коморовский. - Говоря прямо, у Польши нет уж тормоза в виде проблем национального меньшинства, которому белорусские власти могли бы навредить – они это уже сделали. Кроме чувства собственной порядочности, у Польши есть еще великая цель – расширение территории нормальной и предсказуемой Европы. Белоруссия, как наш близкий сосед, может быть либо под влиянием своего восточного соседа, либо принадлежать к пространству, где функционируют демократические механизмы, типичные для западной цивилизации. Последнее в интересах Польши. Нормальная экономика означает простые правила экономического сотрудничества, торгового обмена между нашими странами. Нормальная политика - это сотрудничество наших двух стран. Упрощение контактов, взаимный культурный обмен, и так далее – все это важно для свободного человека».
Активность Польши не приветствуется Россией, ведь в Москве и Варшаве совершенно по-разному оценивают нынешнюю ситуацию в Белоруссии. Например, новый посол России Александр Суриков сразу же после своего приезда в Минск заявил, что с демократией в Белоруссии «все нормально».
Не рискует ли Польша снова, как это было в случае с Украиной, поссориться с Россией, на этот раз из-за поддержки белорусской оппозиции?
Вице-спикер Коморовский признает, что Россия имеет свои интересы в соседней стране ; правда, влияние Москвы в этой части Европы он называет «имперским». «Полякам, по большому счету, нет разницы, какие политические силы белорусы выберут руководить своей страной – Белоруссия сама будет решать, куда им идти, с кем сотрудничать – с Западом или с Востоком. Главное, чтобы этот выбор можно было сделать свободно», - отмечает собеседник Радио Свобода.
Уже сейчас в Польше многие говорят, что симпатизирующие белорусским демократам должны приготовиться к долгой и трудной работе. Возможно, ее нужно будет вести еще лет пять - тогда, когда это перестанет быть на слуху, перестанет быть модным. Тогда с полной уверенностью и можно будет сказать, на кого может опереться та часть белорусов, которая выступает за демократические перемены в своей стране.