Ссылки для упрощенного доступа

Явка на президентских выборах в Белоруссии составила 92,6 процента


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Олег Винокуров: Наш корреспондент Данила Гальперович следил за ходом выборов белорусского президента, и сейчас он у нас в прямом эфире.


Мы часто говорим по понедельникам о выборах, но обычно речь идет о предварительных итогах. Как я понимаю, сейчас ситуация другая, итоги уже окончательные, да?



Данила Гальперович: Да, совершенно верно. Если можно говорить совсем точно, то официальные окончательные итоги, то есть те итоги, которые готовы для публикаций, появятся все-таки в конце недели, но председатель ЦИК Белоруссии Лидия Ермошина еще в 4 часа утра по местному времени заявила, что обработаны 100 процентов бюллетеней, то есть все посчитано. И, по словам Лидии Ермошиной, Александр Лукашенко набрал 82,6 процент процента голосов избирателей. Она назвала это оглушительной победой. Основной конкурент Александра Лукашенко, кандидат от оппозиции Александр Милинкевич набрал, по официальным данным, 6 процентов. И другие кандидаты: Сергей Гайдукевич набрал 3,5 процента, Александр Козулин – 2,3 процента.


И совершенно фантастическая цифра явки – 92,6 процента от всех, кто имеет право в Белоруссии принять участие в голосовании. Здесь нужно пояснить вот что. Дело в том, что голосование в Белоруссии шло целых пять дней, называется это предварительным голосование, и вроде бы в некоторых странах, действительно, разрешено по разным уважительным причинам проголосовать до дня голосования. Так вот, таких в Белоруссии, по официальным данным, к 10 утра 19 марта набралось почти 40 процентов. То есть так или иначе белорусская власть обеспечила явку в 40 процентов еще до того, как собственно состоялся сам день выборов. Поэтому, возможно, отчасти явка в 92 процента особо не должна удивлять. С другой стороны, конечно же, это практика, которая была, я напомню, осуждена и Советом Европы, и другими европейскими структурами, говорящими о том, что законодательство Белоруссии в этом смысле позволяет власти фактически проводить выборы целую неделю, и, соответственно, набирать те цифры, которые эта власть захочет.



Олег Винокуров: Давайте теперь поговорим о реакции на итоги выборов. Наверное, логично начать с реакции властей.



Данила Гальперович: Реакция власти самая праздничная. Как я уже сказал, Лидия Ермошина сказал, что Александр Лукашенко избран на третий срок, одержал оглушительную победу. И, в общем, все комментаторы, которые выступали по официальному белорусскому телевидению, говорили, что народ проголосовал в Белоруссии за стабильность. Надо сказать, что отчасти это верно в том смысле, что Минск, известный своими оппозиционными во многом взглядами, зачастую поддерживает оппозиционные настроения, но село голосует за Лукашенко. И на самом деле как раз не жители Минска, а в основном жители остальной Белоруссии и благодарят власть.


Если же говорить о реакции оппозиции, то здесь все, естественно, по-другому. Потому что оппозиция уже после закрытия избирательных участков собрала на центральной площади Минска, Октябрьской площади, большую демонстрацию, это действительно была самая большая за последнее время демонстрация сил, поддерживающих оппозицию, - от 15 до 20 тысяч человек пришли на Октябрьскую площадь, по разным данным. Там выступал и Александр Милинкевич, кандидат от оппозиции, и его союзник по оппозиционному лагерю Александр Козулин, были политики из России, представители Германии, Польши и так далее. И там говорилось, что по данным независимых экзит-полов цифры совсем другие. Александр Милинкевич по всей Белоруссии, по данным этих опросов, набрал больше 30 процентов, а Александр Лукашенко – меньше 50. Таким образом, Александр Милинкевич, кандидат от оппозиции, сказал, что голосование было фарсом, и потребовал провести еще одни президентские выборы.


Надо сказать, что другие независимые центры тоже давали свои результаты, близкие к этим цифрам, оспоренные, правда, Министерством внутренних дел Белоруссии. Но вот здесь был один момент, совершенно всех поразивший: экзит-полы были еще и официальными. Пропрезидентские молодежные структуры проводили свои экзит-полы, и в течение всего дня государственные новости давали еще во время голосования результаты этих экзит-полов. Таким образом, граждане Белоруссии еще в середине дня узнали по белорусскому телевидению, что – по данным экзит-полов – за Александра Лукашенко проголосовало больше 85 процентов. И это – основное нарушение, которое, возможно, оппозиция может предъявить, даже в соответствии с белорусским законодательством, действующей власти. Но так или иначе, и с той стороны, и со стороны оппозиции экзит-полы были, но они очень сильно отличаются.



Олег Винокуров: До выборов очень много говорилось об обеспечении безопасности. Не было ли с этим проблем?



Данила Гальперович: Во всех подворотнях, во всех дворах во время оппозиционного митинга был спецназ, были представители правоохранительных структур. Но надо сказать, что они дали спокойно провести оппозиции митинг. Тем не менее, в Минске были замечены явно экстраординарные меры безопасности, и было очевидно, что власти Белоруссии при малейших беспорядках вполне готовы применить силу.


XS
SM
MD
LG