Ожидается, что официальный визит Владимира Путина в Китай должен укрепить отношения двух соседей-гигантов. Путин с одобрением говорил о «стратегическом партнерстве» России и Китая. У него запланированы переговоры с председателем КНР Ху Цзинтао и премьером госсовета Вэнь Цзябао. Он также откроет «Год России» в Китае. Но что значит этот визит для региона и всего мира за рамками дипломатических реверансов?
Визит Путина в Китай можно рассматривать как дипломатический ход, параллельный визиту Джорджа Буша в Индию в начале марта. Путин попытается сбалансировать новую дружбу между Дели и Вашингтоном аналогичным сближением с Пекином, тем более, что популярность российского лидера на Западе идет на убыль по мере того, как его демократические верительные грамоты становятся все более сомнительными.
Сложная система взаимодействий
По мнению Джозефа Чанга, председателя Исследовательского института Китая при Городском университете Гонконга, поездка Путина – это часть «сложной системы международных взаимодействий».
Миновали дни холодной войны с ее четким двухполярным порядком Восток-Запад, говорит Чанг. По его словам, в рамках более разрозненного миропорядка, установившегося после падения Советского Союза, ведущие державы мира, в особенности в азиатско-тихоокеанском регионе, рассматривают любые варианты с целью получить стратегические преимущества над потенциальными соперниками.
Чанг считает, что посещение Бушем Индии было именно такой деталью геополитической головоломки.
«Индия и Соединенные Штаты также заинтересованы в улучшении своих отношений: их внимание приковано к Китаю, они конечно же хотят добиться того, чтобы усиление Китая не обернулось угрозой для Соединенных Штатов и Индии, и поэтому они глубоко и взаимно заинтересованы в улучшении своих двусторонних отношений».
Индийцев весьма порадовало внимание, уделенное им Бушем, который предложил им беспрецедентную сделку в области ядерной энергии: в соответствии с этой сделкой Дели должно получить от США техническую поддержку при условии, что откроет доступ международным инспекторам на свои гражданские ядерные объекты.
Москва тоже ухаживает за Индией
Россия, тем не менее, не отступается от своей старой дружбы с Индией. Через несколько дней после американского предложения Индия объявила, что Москва согласилась снабжать ее урановым топливом для двух ядерных реакторов. Как американское, так и российское предложение обходят молчанием тот факт, что Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия.
Если вернуться к поездке Путинав Китай, то этот визит имеет также большое значение для торговли. Как отмечает Дмитрий Тренин, заместитель директора московского Центра Карнеги, китайско-российские экономические связи неуклонно укрепляются.
«В 90-е годы российско-китайская торговля составляла от 5 до 6 миллиардов долларов, а затем, в начале 2000-х, был прорыв к 20 миллиардам», говорит Тренин. «Нынешняя цель – увеличить эту цифру до 60 миллиардов, в результате чего Китай станет одним из крупнейших торговых партнеров России».
По словам Тренина, на переговорах Путина с китайскими лидерами речь наверняка пойдет об Иране. Китай и Россия в целом придерживаются сходных взглядов на Иран, чье ядерное досье сейчас передано в Совет Безопасности ООН.
В отличие от западных держав, Россия и Китай не поддерживают введение санкций против Ирана, и присутствие Путина в Пекине наверняка даст возможность достигнуть координации в этом вопросе.
Роль США в Центральной Азии
Двусторонние переговоры скорее всего затронут и Центральную Азию. Как Россия, так и Китай обеспокоены военным присутствием США в Центральной Азии, которое расширилось в ходе афганской кампании, возглавленной Соединенными Штатами.
Обе державы приложили совместные усилия на прошлогоднем региональном форуме Шанхайской организации сотрудничества, чтобы вынудить Узбекистан закрыть американскую военную базу на его территории.
Шанхайская организация сотрудничества, в которую, кроме Китая и России, входят Казахстан, Киргизстан, Узбекистан и Таджикистан, в июне проводит саммит в Пекине, и Путин наверняка обсудит с китайской стороной пути дальнейшего расширения влияния этой организации.