Ссылки для упрощенного доступа

В Минске продолжаются массовые протесты. Какова стратегия белорусской оппозиции


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Игорь Карней, Марат Дымов и заместитель председателя Объединенной гражданской партии Сергей Альфер .



Андрей Шарый: В центре Минска четвертый день продолжается манифестация активистов белорусской оппозиции, протестующие против фальсифицированных, по мнению этих активистов, результатов президентских выборов 19 марта. Кандидат в президенты Александр Козулин сегодня обвинил лидера Объединенных демократических сил Александра Милинкевича в срыве договоренностей, касающихся акций протеста против официальных итогов президентских выборов. Козулин призвал демонстрантов покинуть Октябрьскую площадь, где разместился палаточный городок, с учетом возросшей вероятности разгона демонстранции, усталости ее участников и в преддверии планируемой масштабной акции 25 марта в День Воли. Однако, как заявил Козулин , после консультаций Милинкевич обратилс я с призывом оставаться на площади и продолжать акцию. Об этом репортаж из Минска корреспондента Радио Свобода Игоря Карнея.



Игорь Карней : Л идер Белорусской Социал-демократической партии А лександр Козулин “ возмущен коварством партнеров и вероломным нарушением соглашения ” . Об этом говорится в распространенном сегодня специальном заявлении. Козулин констатирует, что ответственность за последствия непродуманных и несогласованных действий с этого момента несут А лександр Милинкевич и его соратники.



Александр Козулин : За эту акцию будет отвечать уже Милинкевич. А я считаю, что детей подставлять нельзя. Сейчас получается, что и к акции не готовимся 25 марта, совместной, и здесь возникают определенные противоречия. Когда политики подогревает решения детей - это плохо. Важно, чтобы мудрость политиков совпадала с храбростью юных.



Игорь Карней : В штабе Александра Милинкевича сказал и , что вопрос о продолжении акции протеста действительно обсуждался на консультациях, однак о согласованное решение принято не было. Сам Александр Милинкевич с читает , что решение можно принять, только посоветовавшись с молодыми людьми, которые двое суток не уходят с Октябрьской площади. А игнорировать их мнение было бы аморально. Единый кандидат, навестив сегодня обитателей импровизированного палаточного городка, уточнил: белорусский “майдан” - это не заранее выработанная стратегия штаба.



Александр Милинкевич : Поверьте мне, это не есть стратегия штаба. Но это очень важный элемент. Это мужественные люди, они - лицо Белоруссии. Но вообще направлений деятельности очень много - и по регионам, и по информационным каналам. Поэтому сейчас для чего я пришел? Для того чтобы спросить у людей, какие у них есть просьбы к штабу. Хоть не штаб это организовывает, но мы сотрудничаем. Они сформулировали мне три вопроса и еще сформулируют несколько. Поэтому будем работать, будем вместе.



Игорь Карней : По неофициальным данным, в районе лагеря, разбитого на Октябрьской площади Минска участниками акции протеста против официальных итогов президентских выборов, за два последних дня было задержано около полутора сотни человек - в основном тех, кто покидал лагерь в течение ночи и рано утром, чтобы переодеться и у мыться. М ногие из них были при этом сильно избиты. Один из них - Михаил Авдеев, который рассказал, что милиционеры хватают и избивают тех демонстрантов, которые спускаются в метро. Милиционер, который изби л Авдеева, представился Владимиром Наумовым (министром внутренних дел). О н хотел разорвать национальный бело-красно-белый флаг, который был у Авдеева, но не смог, поэтому только завязал его узлами. М олодого человека забрала машина " скорой помощи", однако во второй половине дня он снова вернулся в лагерь .


Сегодня стало известно, что Министерство иностранных дел Бел о ру с с и и вызвало аккредитованных в стране дипломат ов стран Евросоюза, которые 21 марта посетили палаточный городок на Октябрьской площади. Глава внешнеполитического ведомства Сергей Мартынов выразил надежду, что послы “ просто наблюдали за тем, что происходит в центре Минска ” . Однако свое отношение к белорусским реалиям послы одиннадцати стран Евросоюза высказали еще вчера, заявив, что президентские выборы в Белоруссии не были прозрачными и демократичными и поддержали оппозицию в стремлении пересмотреть итоги голосования.



Андрей Шарый: На Октябрьской площади Минска постоянно находится от нескольких сотен до нескольких тысяч сторонников оппозиции. О ежедневном быте и планах обитателей палаточного городка я беседовал с одним из активистов белорусской оппозиции, заместителем председателя Объединенной гражданской партии Сергеем Альфером.



Сергей Альфер: Палаточный городок достаточно быстро самоорганизовался. Есть люди, которые занимаются техническими вопросами жизни городка, люди, которые занимаются вопросами можно сказать безопасности тех людей, которые находятся в городе, люди, которые занимаются организацией питания присутствующих в городке. Стараются ограничивать количество людей, которые находятся внутри оцепления для того, чтобы там не было давки, чтобы случайно не прошли те люди, которые могут провоцировать беспорядки внутри.



Андрей Шарый: Вы говорите - люди. Это студенты, в основном?



Сергей Альфер: В своем большинстве - это молодежь. Кроме молодежи есть еще и люди средних лет. К вечеру подъезжают и остаются на ночь в этом городке и другие люди. Это совершенно разный контингент - предприниматели, студенты, люди, работающие на различных предприятиях. Вокруг находятся постоянно, несмотря на угрозу ареста, достаточно большое количество просто жителей Минска, которые неравнодушны к тому, что произошло сейчас в Белоруссии, которые бы хотели, чтобы наша страна была демократической. С вечера и до утра там достаточно большое количество людей - где-то в пределах до утра не меньше, чем тысяча человек. Потом с утра люди расходятся на работу. Остается минимальное количество на протяжении первой половины дня - 300-400 человек.



Андрей Шарый: Так или иначе, на это мероприятие нужны какие-то деньги. Это какая-то помощь со стороны каких-то предпринимателей, патриотически-настроенных, или это партийные деньги?



Сергей Альфер: Это ресурсы, которые идут от неравнодушных людей. Неравнодушные люди приносят питание, неравнодушные люди приносят теплые вещи, рискуя быть арестованными и оказаться (у нас есть такое замечательное место) в "Крестина", которое сейчас чрезвычайно перенаселено. Туда ежечасно добавляется новое количество людей. Тем не менее, люди приносят, помогают обеспечивать жизнедеятельность этого городка.



Андрей Шарый: Какие-то контакты с представителями власти обитатели этого палаточного городка налаживают, с милицией, которая находится на площади или нет?



Сергей Альфер: Милиция не входит внутрь оцепления и не мешает, потому как вход внутрь оцепления означал бы захват. Они не получили подобного указания. Те, кто находятся внутри городка, не выходят из оцепления. Потому что любой выход - это фактически (особенно тех людей, которые пробыли там достаточный срок) автоматический арест. Поэтому контакты достаточно специфические. Тем ребятам, которые стоят, им явно запрещено общаться.



Андрей Шарый: Какова роль оппозиционных партий в организации, вашей в частности, того, что происходит на Октябрьской площади?



Сергей Альфер: Политические партии не организовывали данный процесс. Все мы поддерживаем тех людей, которые находятся на площади всеми способами, которыми можно поддержать.



Андрей Шарый: Как долго может существовать этот городок? Каковы планы?



Сергей Альфер: Пока мы можем загадывать, скажем, только на день. Очевидно, что в случае приказа о разгоне этого палаточного городка, остановить этот разгон мы не в состоянии, да мы и не будем сопротивляться. Потому что при таком количестве силовых структур это приведет к возбуждению огромного количества уголовных дел против тех активистов, которые сегодня находятся в этом палаточном городке.



Андрей Шарый: О тактике и стратегии белорусской оппозиции я беседовал с минским политологом и журналистом, обозревателем белорусской службы Радио Свобода Маратом Дымовым.



Марат Дымов: В общем, некая такая четкая, внятная, последовательная стратегия не просматривается. На уровне лозунга такая стратегия просматривается. Лидеры оппозиции - и Козулин, и Милинкевич - говорят, что нужны новые выборы. Но как достичь этой цели - не очень понятно, по крайней мере, не очень понятно внешним наблюдателям. Уже между двумя лидерами (хотя надо сказать, что и во время кампании между ними не было единства, а как раз наоборот, они искрили довольно сильно) есть отличия. Милинкевич говорит о том, что надо стоять на площади до 25 марта (это годовщина объявления Белорусской Народной Республики в 1918 году), чтобы эта дата была пиком. Козулин же говорит о том, что давайте не тратить силы, давайте мы пока разойдемся, а вот 25 уже придем 100 тысячами.



Андрей Шарый: Александр Милинкевич - это единый кандидат от оппозиции. А кто тогда Козулин? Какая между ними разница, кроме того, что Козулин бывший боксер, а Милинкевич - физик?



Марат Дымов: Милинкевич был выдвинут на Конгрессе демократических сил, на котором были представлены три основные оппозиционные политические партии - это белорусский "Народный фронт", Объединенная гражданская партия и Партия коммунистов. А Козулин возглавляет Социал-демократическую партию. У Козулина, в конце концов, есть личные амбиции. Он не хочет уступать. Он считает, что он не имеет оснований уступать Милинкевичу.


Козулин немного себя старался неким образом себя позиционировать, как вроде не то, что более пророссийского, но, скажем так, менее прозападного кандидата. Хотя в той ситуации, когда Россия совершенно однозначно на этих выборах просто как никогда заявила, что наш кандидат Александр Григорьевич и никого больше мы ни знать, ни видеть не хотим, в этой ситуации говорить о пророссийскости как-то не очень понятно, что это такое.



Андрей Шарый: Сохранить на площади в зимнее время фактически несколько тысяч человек, вывести на эту площадь несколько десятков тысяч человек, помимо просто стремления народа к лучшей жизни, к демократии, ко всему остальному сложное технологическое мероприятие. Нужны деньги, нужна организационная структура, нужны какие активисты. Вот это все есть у белорусской оппозиции?



Марат Дымов: Поскольку люди вышли, люди стоят третий день, значит, нечто все-таки есть. В большей степени энтузиазм есть, самоотверженность людей, потому что сейчас там власти избрали такую тактику. Они как бы не трогают площадь, а арестовывают и задерживают тех людей, которые расходятся с площади, и тех людей, которые несут на площадь термосы, еду, теплые вещи. Если, скажем, мы будем сравнивать с украинским Майданом, то там это было все организовано гораздо лучше. Но не надо забывать, что на определенном этапе на Украине мэр Киева фактически поддержал Ющенко и его сторонников, вообще, существовала некая альтернативная инфраструктура. В Белоруссии этого нет.



Андрей Шарый: Ее и не будет. Мэр Минска явно не поддержит демонстрантов. Есть ли какие-то патриотически-настроенные бизнесмены, которые готовы вкладывать какие-то деньги в белорусскую оппозицию?



Марат Дымов: Вы знаете, деньги - это такая вещь деликатная. По крайней мере, о каких-то больших деньгах такого свойства Белоруссии неизвестно, хотя, думаю, что они есть, в том числе есть и в России. Думаю, что эти деньги небольшие.



Андрей Шарый: Есть ощущение, что Милинкевич и Козулин боятся ареста, поэтому они действуют очень аккуратно? Скажем, заявление Милинкевича о том, что не он организует эти протесты на площади, а он просто пришел поддержать молодежь.



Марат Дымов: Я думаю, что они не боятся, особенно это касается Милинкевича. Это такая своеобразная тактика - меня продвигает народ. Не я куда-то народ веду, толкаю, требуя от него, а вот сам народ, так сказать, направляет. Милинкевич прекрасно понимает, что если примут решение его посадить, то посадят независимо оттого, что он будет говорить.


XS
SM
MD
LG