Ссылки для упрощенного доступа

В Челябинске поставлен спектакль о дедовщине


В Челябинске начали репетировать спектакль о дедовщине «Чморик», еще до того, как имя Андрея Сычева стало известно всей стране.

Главный режиссер челябинского Нового художественного театра Евгений Гельфонд поставил спектакль «Чморик» о дедовщине в российской армии. Действие спектакля-трагифарса происходит в 1980-е годы в военной части на космодроме Байконур, однако проблема та же, что и в Челябинском танковом училище, где служил изуродованный сослуживцами Андрей Сычев.


Евгению Гельфонду — 32 года. Театральное образование он получил в Челябинске и Москве. В 1999 году стал художественным руководителем курса в Челябинском государственном институте культуры и искусства, весь курс которого ныне принят в штат Нового художественного театра. Среди постановок Гельфонда — «Весна студенческая», «Сцена 2003», «Домик на окраине». Лауреат нескольких театральных фестивалей.


Мистическим образом в Челябинске, городе, который привлек к себе внимание всей страны чудовищной историей солдата Андрея Сычева, два театра, независимо друг от друга — и еще не зная о чрезвычайном происшествии в танковом училище, поставили на своих сценах два спектакля, основанных на армейских историях.


Один из них — «Мотылек», по пьесе Петра Гладилина (о превратившемся в девушку солдате) еще в ноябре поставил театр «Манекен». В этой «утопической мелодраме», как назвал жанр пьесы сам автор, явная условность происходящего на сцене переплетается с реальными чувствами, мыслями, переживаниями. Финал пьесы, хоть он и не хэппи-энд, тем не менее, оставляет надежду на то, что в современной российской армии наряду с бесчеловечностью, жестокостью и несправедливостью, еще осталось и нечто здоровое.


Премьера второго спектакля — «Чморик» — состоялась 17 марта на сцене Нового художественного театра, возглавляемого челябинским режиссером Евгением Гельфондом. Эту пьесу Владимира Жеребцова ставили уже и в Москве, и в провинции. Однако, сейчас, когда имя Андрея Сычева известно всей стране, эта постановка привлекла к себе большое внимание. Параллели напрашиваются: время и место действия, наверное, могли быть любыми. Пожалуй, Бишкиль под Челябинском, образца 2006 года, где сделали калекой солдата Сычева, мало отличается от глухих казахских степей 1980-х годов, куда автор пьесы поместил своих героев. Надо, однако, заметить, что режиссер Гельфонд пригласил в качестве одного из консультантов спектакля православного священника, который когда-то служил на Байконуре. В итоге режиссеру и актерам удалось достичь того уровня подлинности, когда на спектакле у зрителей в военных петличках возникает ощущение, что они находятся в казарме. Притом, что ни актеры, ни режиссер в армии не служили.


Сам сюжет, расписанный на шестерых актеров, довольно незамысловат: здесь есть подлый и жестокий дед-старослужащий, офицер, незлобный, но сжившийся с системой, простоватый и даже примитивный парень, что ждет со дня на день дембеля, а также сам «чморик», молодой призывник, тщедушный, порядочный идеалист. В присутствии двух женских персонажей разыгрывается драма мужчин. Там, где соседствует зло и добро, близкие к абсолюту, сложно избежать схватки и трагического финала. Он есть и в пьесе — погибает один из героев, простак, что взял под опеку призванного из Гатчины неловкого и хрупкого «чморика». На сцене самого убийства не происходит, но зритель уходит из зала с твердым убеждением, что занавес опустился за минуту до смерти героя.


Сборы от четырех премьерных спектаклей труппа Нового художественного театра решила перечислить на благотворительный счет Андрея Сычева.


Сказано на Эхе

XS
SM
MD
LG