Ссылки для упрощенного доступа

Израиль накануне выборов: «Кадима» идет к победе


Амир Перец, Эхуд Олмерт и Беньямин Нетаньяху - ведущие кандидаты на выборах 28 марта
Амир Перец, Эхуд Олмерт и Беньямин Нетаньяху - ведущие кандидаты на выборах 28 марта

Накануне всеобщих выборов в Израиле новая центристская партия «Кадима», созданная премьер-министром Ариэлем Шароном незадолго до того, как с ним случился тяжелый инсульт, уверенно идет к победе. Ее лидер Эхуд Ольмерт, до этого вполне второстепенная фигура израильской политики, выдвинулся вперед как прямой преемник Шарона.


«Кадима», чье название переводится с иврита как «вперед», была создана Шароном после неудачной попытки лишить его лидерства в правой партии «Ликуд». Фактическая программа этой новой партии, даже до ее формального принятия, заключалась в продолжении начатой Шароном политики одностороннего ухода с оккупированных территорий к границам, определенным также в одностороннем порядке.


В новую партию пришли сторонники этой политики и ее автора – как из «Ликуда», так и из других политических формирований. В их числе были многие влиятельные политические деятели – например, ветеран израильской политической сцены Шимон Перес из Партии Труда.


Идея политики Шарона была проста: Израиль не в состоянии ни вести переговоры с палестинцами, ни сокрушить их военной силой. Следовательно, он должен отделиться от их территорий по границам, которые сам считает для себя максимально выгодными.


«Кадима» неизменно лидирует


Согласно опросам общественного мнения, которые приводит газета « Хаарец », «Кадима» может получить 36 из 120 мест в Кнессете, а по опросам газет «Маарив» и «Едиот ахронот» - 34. Партии Труда по большинству опросов достанется 20-21 место, а «Ликуду» - 15.


Такой успех «Кадимы» уже не удивляет обозревателей, хотя первоначально, после того, как Шарон после инсульта впал в кому и явно вышел из политической борьбы, многие ожидали, что «Кадима», основанная прежде всего на авторитете Ариэля Шарона, придет в упадок из-за оттока избирателей.


В том, что этого не случилась – большая заслуга не только отсутствующего Шарона, чей авторитет соперничал с популярностью основателя еврейского государства Давида Бен-Гуриона, но и пришедшего ему на смену вице-премьера Эхуда Ольмерта.


Ольмерт, в прошлом мэр Иерусалима, фактически соавтор политики Шарона, никогда до этого не выступал в ведущих ролях на политической сцене, и поэтому наблюдатели поначалу сомневались, что он сумеет поднять выпавшие из рук старшего лидера бразды правления. Подобно Шарону, он в последние годы сильно сдвинулся к центру – когда-то он выступал за «Большой Израиль» с включением всех оккупированных территорий, а в 1978 году голосовал против Кемп-Дейвидских соглашений с Египтом.


Однако за последние месяцы он проявил себя весьма способным политиком, сумев наладить дисциплину в своей новой партии с ее «звездным» составом. Он также назначил весьма популярную Ципи Ливни, министра иностранных дел, своим заместителем.


Ольмерт дал твердое обещание осуществить новый односторонний отвод сил с Западного Берега Иордана – обозреватель «Едиот ахронот» отозвался об этом обещании как о «самом конкретном плане, когда-либо представленном к выборам каким бы то ни было серьезным кандидатом в премьер-министры».


Борьба за русскоязычных


Газета JerusalemPost отмечает, однако, что в последний момент перед выборами, резко выдвинулась вперед партия «Исраэль бейтейну», возглавляемая Авигдором (Виктором) Либерманом. Согласно опросам Второго канала израильского телевидения она обошла «Ликуд» и стоит на третьем месте после «Кадимы» и Партии Труда.


Партия Либермана представляет в основном русскоязычное население Израиля, традиционно тяготеющее к правому флангу политического спектра. Выдвижение «Исраэль бейтейну» представляет собой изнанку падения популярности «Ликуда», за который многие из русскоязычных избирателей традиционно отдавали свои голоса.


Борьба за русскоязычных идет не на шутку, и «Кадима» в этом смысле никак не остает: в ее рядах – шесть русскоязычных кандидатов, больше чем в какой-либо другой партии, в том числе популярная телеведущая Анастасия Михаэли.


Традиционно русскоязычные всегда поддерживали Шарона с его репутацией «ястреба». Однако эта репутация понесла урон после того, как его политика одностороннего отвода сил столкнулась с интересами поселенцев с территорий, среди которых немало праворадикально настроенных выходцев из России.
XS
SM
MD
LG