Ссылки для упрощенного доступа

Зваться ли «ЮКОСу» банкротом, решит Арбитражный суд


Накануне суда внутри «ЮКОСа» произошел настоящий раскол, в котором московский офис поддержал процедуру банкротства
Накануне суда внутри «ЮКОСа» произошел настоящий раскол, в котором московский офис поддержал процедуру банкротства

Сегодня в московском Арбитражном суде пройдут слушанья по иску кредиторов о банкротстве нефтяной компании «ЮКОС». В качестве истцов выступили 14 банков-кредиторов «ЮКОСа» под руководством Societe General , которые в 2003 году предоставили компании кредит на 1 миллиард долларов. 10 марта c индикат иностранных банков, желая получить назад долг компании за обслуживание кредита в 482 миллиона долларов, подал иск в российский арбитраж. А буквально на следующий день после этого выяснилось, что иностранные кредиторы еще в декабре прошлого года переуступили долг «ЮКОСа» государственной компании «Роснефть».


Долг ЮКОСа перед консорциумом банков во главе с Societe Generale возник в результате несвоевременного обслуживания миллиардного предэкспортного кредита. Такой же предэкспортный кредит выдавал «ЮКОСу» и его основной акционер - группа «МЕНАТЕП», непогашенный долг компании перед которой составляет около 600 миллионов долларов.


В числе кредиторов «ЮКОСа» были Citibank, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC Bank, ING Bank, KBC Bank, BNP Paribas и UFJ Bank Nederland. Банком- координатором, агентом и уполномоченным организатором кредита выступал SG Corporate and Investment Banking. 2 июля 2004 года он уведомил нефтяную компанию о дефолте по этому кредиту, и банки-кредиторы начали списывать средства с экспортных счетов ЮКОСа в счет погашения долга. Однако в декабре 2004 года основной нефтедобывающий актив компании – «Юганскнефтегаз» ушел с молотка и позднее стал частью активов госкомпании «Роснефть». «ЮКОС» практически перестала экспортировать нефть и расплачиваться по долгам.


В результате летом прошлого года иностранные банки подали на ЮКОС в в ысокий суд Лондона, который удовлетворил их иск о взыскании с российской нефтяной компании 482 миллионов долларов долга. 28 сентября 2005 года это решение подтвердил российский суд.


Когда 10 марта появились сообщения об иске кредиторов, Лондонский офис компании был крайне удивлен. «Мы постоянно поддерживаем с ними диалог, и информируем обо всех наших действиях, направленных на погашение задолженности… Однако желание банков требовать средств от ЮКОСа через банкротство вызывает недоумение, так как по российским законам они являются одними из последних в очереди на получение средств от компании», - сообщила пресс-служба компании.


Дело в том, что «ЮКОС» уже продал два иностранных актива за 180 миллионов долларов и скоро завершит продажу своего 53-процентного пакета акций литовского НПЗ Mazeikiu Nafta, которая должна принести ему еще 1 миллиард. Это должно было хватить, чтобы расплатиться с банками и «МЕНАТЕПом». Однако, когда, как сообщает « Financial Times» президент нефтяной компании Стивен Тиди позвонил в головной банк Societe Generale, чтобы попытаться объясниться с банкирами, ему никто не ответил. На следующий день он, наконец, дозвонился, но в банке ему сказали, что долги компании уже проданы российской государственной нефтяной компании «Роснефть», которая ранее приобрела основное производственное предприятие «ЮКОСа» «Юганскнефтегаз».


В тоже время внутри самой компании произошел настоящий раскол. Лондонский офис под руководством Стивена Тиди не нашел общего языка с московским офисом – «ЮКОС РМ» , которым руководит Анатолий Назаров. 13 марта Тиди попытался уволить Назарова, однако, как сообщал «Коммерсантъ», то заручился « серьезной политической поддержкой». И спустя какое то время поддержал процедуру банкротства «ЮКОСа» и выступил за партнерство с «Роснефтью».


Банкротство - неизбежный процесс, заявил тогда Назаров, и она не повлияет на производственную деятельность компании. Так как не затрагивает полномочия менеджеров и деятельность предприятий нефтепереработки, сбыта и логистики и управляющей компании «ЮКОС РМ».


В то же время, на прошлой неделе, вернувшись из Китая, глава компании «Роснефть» Сергей Богданчиков сделал несколько заявления относительно «ЮКОСа». долг «ЮКОСа» перед синдикатом кредиторов «Роснефть» уже вернула, чтобы не создавать негативных фон, как выразился Богданчиков, перед тем как сделать первичное публичное размещение акций.


По его словам, активы опальной компании, «Роснефти» не нужны, ей было бы выгоднее вернуть долг в деньгах. Однако, понятно, что после процедуры банкротства это вряд ли будет возможно. Один из вариантов развитие событий – распродажа активов компании за долги, которые она не сможет погасить. «Отталкиваясь от решения суда можно видеть разные варианты, как поступать с "ЮКОСом"», - сказал Богданчиков журналистам.


За то, что сами инвесторы и держатели акций опасаются именно такого развития событий, говорит факт массовой продажи акций «ЮКОСа» и их ценовой обвал на рынке накануне сегодняшних слушаний. Если суд вынесет вердикт о банкротстве компании, то Федералдьная служба по финансовым рынкам может распорядиться о полном прекращении торговли бумагами «ЮКОСа».


Согласно закону о банкротстве, суд должен проверить обоснованность требований заявителя к должнику. Если требования признают обоснованными, в отношении «ЮКОСа» будет введена процедура наблюдения и назначен временный управляющий.


XS
SM
MD
LG