Ссылки для упрощенного доступа

В России могут ввести госмонополию на производство спирта


Государство может проконтролировать, сколько из спирта производится водки, на долю которой приходится почти 70% рынка алкоголя
Государство может проконтролировать, сколько из спирта производится водки, на долю которой приходится почти 70% рынка алкоголя

В Государственной Думе России готовится проект закона, предусматривающего введение на алкогольном рынке России государственной монополии на производство и оборот этилового спирта. Его разработчики предлагают создать для этого специальное ведомство, которое и определит, сколько спирта и, соответственно, водки будет производиться в стране. При этом законопроект не предполагает установление государственной монополии в розничной торговле, какая существует, например, в странах Северной Европы.


Изначально предлагался более радикальный вариант: государство выкупает у спиртовых заводов всю производимую ими продукцию, а уже потом перепродает спирт ликероводочным заводам. Теперь от этой идеи, которую активно предлагало Министерство сельского хозяйства, отказались в пользу другой - создания специального ведомства по контролю за оборотом спирта, как одного из сегментов алкогольного рынка в целом.


По словам генерального директора компании маркетинговых исследований «Бизнес-аналитика» Андрея Стерлина, подавляющий объем спирта и спиртосодержащих напитков производится в стране частными предприятиями. Однако на долю нелегального, неучтенного алкоголя приходится 45% всех его розничных продаж.


Впрочем, даже если обсуждаемый ныне законопроект будет принят, прямого государственного контроля на спиртовом рынке в России окажется куда меньше, чем, скажем, в странах Северной Европы. Например, в Финляндии еще в 1932 году, сразу после отмены «сухого закона», был создан государственный концерн «Алко», получивший монопольное право и на производство, и на хранение, и на торговлю алкоголем. Монополия касалась любых напитков крепче 4-5 градусов. Таковые могли продаваться исключительно через магазины «Алко».


Со вступлением в 1995 году в Европейский Союз, Финляндии пришлось смягчить монополию в этой отрасли, но полностью ее не отменили. В целом, на долю государственного концерна приходится, по экспертным оценкам, более 70% алкогольного рынка Финляндии, рассказывает корреспондент Радио Свобода в Хельсинки Геннадий Муравин.


В Европейском Союзе в отношении свободного без акцизного ввоза гражданами алкоголя из другой европейской страны для целей личного потребления установлены специальные нормы: водки может ввозиться при таком условии до 20 литров, вина до - 90 литров, а пива - до 110 литров.


В Швеции, как и в Финляндии, государственная монополия на алкогольном рынке имеет давнюю историю, рассказывает корреспондент Радио Свобода в странах Скандинавии Сергей Джанян. Полная монополия на производство импорта и оптовую торговлю алкоголем была введена в Швеции еще в 1917 году и осуществлялась через государственную компанию Vin and Sprit, известную сегодня, как производитель водки «Абсолют». Розничная торговля также была монополизирована.


В 1995 году Швеция вступила в Европейский Союз. Подчиняясь общеевропейским требованиям, в стране упразднили госмонополию на производство спиртного, хотя до сих пор на долю государственной компании Vin and Sprit приходится почти 60% этого рынка. Но монополию на розничную торговлю оставили.


Та же история, что и в Финляндии. С одной стороны, монополия государства в розничной торговле алкоголем формально сохраняется. С другой стороны, спрос в значительной степени удовлетворяется за счет импорта из других стран ЕС.


В России обсуждаемый ныне законопроект предполагает усиление государственного контроля над базовым сегментом алкогольного рынка, производством и оборотом спирта. Государство, по идее, будет контролировать, сколько в стране производится спирта, а также сколько из него будет вырабатываться водки, на долю которой, по экспертным оценкам, приходится почти 70% всего рынка алкоголя в стране.


Законопроект, который готовится в Государственной Думе, в его нынешнем виде предусматривает, что правительство будет утверждать минимальные оптовые и розничные цены на продаваемую в России алкогольную продукцию.


Между тем, по мнению Андрея Стерлина, эта мера может усилить в алкогольной сфере коррупцию. «Прежде всего, потому что существуют мощные причины существования этого нелегального сегмента. Ведь не секрет, что даже при выпуске дешевой водки возникает колоссальная маржа. Налогов и акцизов никто не платит, сырье дешевое, так что хватает всем в цепочке производителей - и опту, и розницы. Плюс мы же понимает, что прикрывают все это дело местные власти, которые, как правило, в доле, если не прямые владельцы этих водочных производств. Наконец, есть спрос. Наверное, это самое главное. Если бы не было спроса на это дешевое, низкопробное пойло, не было бы и рынка», - говорит эксперт.


XS
SM
MD
LG