Ссылки для упрощенного доступа

Жюри по делу Муссауи продолжает совещаться


Закариас Муссауи мог послужить ключом к раскрытию сговора 11 сентября
Закариас Муссауи мог послужить ключом к раскрытию сговора 11 сентября

Жюри присяжных на процессе, рассматривающем вопрос о смертной казни для Закариаса Муссауи, который уже назван виновным в терроризме, завершило первый полный день совещания за закрытыми дверями. Пока неизвестно, достигнет ли оно консенсуса, необходимого для приговора.


Совещание, которое проходит в здании федерального суда в Александрии, предместье Вашингтона, было приостановлено лишь затем, чтобы задать судье вопрос относительно определения «оружия массового уничтожения». В данном случае, по словам судьи Леони Биркемы, речь шла о самолете, использованном в качестве тарана или бомбы.


Муссауи уже в прошлом году признал себя виновным в причастности к сговору «Аль-Каиды», совершившей теракт 11 сентября, в результате которого погибло почти 3000 человек. Муссауи – единственный, кто был осужден по этому делу.


Согласно бланку приговора, который был вчера опубликован судом, присяжные должны ответить на три основных вопроса: лгал ли Муссауи намеренно агентам ФБР, когда он был арестован в августе 2001 года, лгал ли он, понимая, что это приведет к чьей-то гибели, и является ли хотя бы один из погибших 11 сентября жертвой этой лжи.


Хотя во время терактов Муссауи находился в тюрьме, обвинение утверждает, что его следует приговорить к смертной казни, потому что он солгал ФБР при аресте. Если бы он признался в причастности к подготовке терактов, утверждают представители федерального обвинения, их можно было бы предотвратить.


Параллельные усилия «Аль-Каиды» и ФБР


По мнению аналитиков газеты NewYorkTimes , показания, данные на этом процессе, и тысячи документов, опубликованных в связи с ним, представили странные параллельные истории деятельности «Аль-Каиды» и ФБР в период, предшествовавший 11 сентября.


Согласно опубликованным показаниям главного участника сговора, Халида Шейха Мохаммеда, «Аль-Каида» долгое время выбирала мишени для атаки, в том числе Белый Дом и атомную электростанцию в Пенсильвании. Несмотря на ошибки, допущенные даже самим Усамой бин Ладеном, Мохаммеду удалось осуществить операцию.


Что касается ФБР, то некоторые из его агентов сумели напасть на след заговорщиков и подойти довольно близко к разоблачению террористов, но им не удалось привлечь внимание своего начальства. Так например, агент ФБР из Миннесоты Хэрри Сэмит предупреждал в своем меморандуме, что Муссауи – опасный исламский террорист, и его обучение в летной школе вождению самолета Boeing 747-400 представляет собой часть подготовки к преступлению.


Однако для вышестоящих чинов Муссауи оставался просто французским гражданином марроканского происхождения, который мог оказаться террористом и подлежал проверке. По словам члена комиссии по расследованию событий 11 сентября Тимоти Роумера, громоздкий и неуклюжий бюрократический аппарат пытался защититься от неуловимого врага, но не проявил достаточной гибкости.


По словам Роумера, показания на процессе укрепили его во мнении, что привлечение Муссауи к подготовке терактов было ошибкой «Аль-Каиды» и стало упущенной возможностью для ФБР.


Способный менеджер среднего звена


Согласно опубликованным показаниям, Мохаммед предстает как менеджер среднего звена, которому иногда приходилось вникать и в детали – например, изучать телефонную книгу Сан-Диего, купленную на блошином рынке в Карачи, в поисках летных и языковых школ. Но он также умел давать поручения другим и полагаться на своих исполнителей – в частности, на Мохаммеда Атту, в конечном счете назначенного «эмиром» террористической группы.


В то же время высшее руководство «Аль-Каиды» имело к конкретным планам операции лишь косвенное отношение. Несмотря на то, что бин Ладен многократно требовал от Мохаммеда ускорить операцию, тот сумел настоять на своих сроках и, согласно протоколу допроса, «несколько раз оказал бин Ладену неповиновение, взяв под свою команду подобранных бин Ладеном боевиков и использовав их по своему усмотрению».


Тем временем Сэмит, арестовавший Муссауи 16 августа и убежденный в том, что имеет дело с террористом, отправил по его делу 70 рапортов наверх – но безрезультатно. Ему так и не удалось получить ордер на обыск ноутбука Муссауи, где могли бы быть обнаружены достаточные улики против него.
XS
SM
MD
LG