Ссылки для упрощенного доступа

В Германии общественный резонанс вызвал художественный проект Сантьяго Сьерра "245 кубических метров"


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Хавронин.



Александр Гостев : В Германии заметный общественный резонанс вызвал художественный проект испанца Сантьяго Сьерра "245 кубических метров". Известный своими провокационными арт-акциями художник на сей раз превратил в макет газовой камеры бывшую синагогу в небольшом немецком городе Пульхайм. Еврейские организации Германии тут же выступили против. Городские власти оправдывают свободу творчества художника. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Александр Хавронин.



Александр Хавронин: C 1930 года службы в синагоге не проводятся, но сегодня о ней говорят не только в Пульхайме. Виновник тому - представитель так называемого «нового активизма», испанский художник Сантьяго Сьерра, который начал здесь претворять в жизнь проект «245 кубических метров». Год назад он приезжал на первый московский международный фестиваль современного искусства «Биеннале», где выставил проект «Нанесение полиуретана на 18 женщин». На обнаженные тела 18 молодых женщин был нанесен полиуретан, а получившиеся слепки - аморфные формы полиуретана и пластика - разбросали по церкви.


Акция под названием «245 кубических метров», которую Сьерра начал осуществлять в Пульхайме при финансовой поддержке местных властей, выглядела так. Бывшая синагога превращена в макет газовой камеры. К зданию подъехали шесть автомобилей, откуда через окна проведены выхлопные трубы с ядовитыми газами. Чтобы не отравиться, посетители получали на входе от организаторов выставки противогазы. Экскурсия проходила в сопровождении пожарников. Художник считает, что проект «245 кубических метров» является протестом против "тривиализации Холокоста". Центральный совет евреев Германии резко отозвался об экспозиции Сантьяго Сьерра и назвал ее "провокацией, цену которой оплатили жертвы Холокоста". Городские власти Пульхайма под напором еврейской общественности остановили демонстрацию проекта. Говорит Флориан Херпель, референт мэрии Пульхайма по вопросам культуры.



Флориан Херпель: Реакция Центрального совета евреев стала для нас неожиданной. Мы, честно говоря, ждали критики из совершенно противоположного лагеря. Цель этого проекта - напомнить гражданам Пульхайма о происшедшем во времена Третьего Рейха. Сантьяго Сьерра - признанный деятель современного искусства. И он не преследовал цель оскорбить жертв нацизма. Да, Сьерра провоцирует, но он провоцирует не жертв нацизма.



Александр Хавронин: Иного мнения придерживается Томас Рот, лидер местного отделения оппозиционной партии «зеленых».



Томас Рот : Для меня стало неожиданным уже само открытие экспозиции. На мой взгляд, то, что мы видели, со свободой искусства имеет мало общего. Свобода искусства заканчивается тогда, когда начинается свобода других людей, в данном случае, я имею ввиду наших сограждан-евреев, чьи интересы, безусловно, затрагиваются в том случае, если газ пускается в синагогу. Я не считаю, что эта акция носит антисемитский характер. Однако она спровоцировала дискуссию по тому вопросу, который в немецком обществе уже забыт. Собственно, Сантьяго Сьерра этого и добивался.



Александр Хавронин: А вот что говорят жители Пульхайма. Пивная «Хаус Шауфф» расположена в двух шагах от синагоги. Говорит ее владелец Вильфрид Вайгельт.



Вильфрид Вайгель : Это никакое не искусство. Я нахожу эту акцию зловещей, особенно в контексте того, что было сделано в прошлом с евреями. Это настоящая провокация.



Александр Хавронин: В пивной уже немало народу. Вот мнение одного из ее завсегдатаев Хорста Шнайдера.



Хорст Шнайдер : Это абсолютная глупость. Я не понимаю, что эта акция может дать.



Александр Хавронин: Не столь однозначны в оценках немецкие деятели искусства. Свою точку зрения в интервью Радио «Свобода» высказал известный график и фотохудожник, профессор дюссельдорфского университета прикладных наук Харальд Фукс.



Харальд Фукс : Эта концепция искусства была актуальна в 70-е годы, сейчас она всплыла снова. Подобные арт-акции носят политический, протестный характер, что лично мне не очень интересно. Сьерра провоцирует, он живет провокациями, однако это не всегда имеет смысл. Сьерра играется с человеческой личностью. Я бы не занимался таким видом искусства. В то же время я нахожу проект очень смелым. Я выступаю за свободу искусства. С этой точки зрения закрытие экспозиции нахожу ошибочным. Выходит, что имеет место факт цензуры. В то же время, эту цензуру спровоцировал сам Сьерра. Однако он, безусловно, талантлив. Как профессор, я был бы рад иметь ученика, который в будущем стал бы таким художником, как Сантьяго Сьерра.



XS
SM
MD
LG