Ссылки для упрощенного доступа

Городским головой Киева избран член секты "Посольство Божие"


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие политолог Владимир Полохало и руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко.



Дмитрий Волчек: О причинах победы Леонида Черновецкого я говорил с киевским политологом Владимиром Полохало.


Владимир Иванович, избрание Леонида Черновецкого многие эксперты называют чуть ли не главной сенсацией последних выборов. Какие факторы, на ваш взгляд, способствовали его успеху?



Владимир Полохало: Прежде всего, что не было сильных представителей со стороны таких влиятельных сил, как Блок Юлии Тимошенко, который имеет право сегодня, получив большинство голосов, формировать Киевсовет. Но тем не мене, блок не выдвигал на должность мэра свою кандидатуру. А также тем, что "Наша Украина" потеряла свои сильные позиции в Киеве. В принципе, победить мог только представитель Блока Юлии Тимошенко. Это компенсировалось такой фракцией в Киевсовете. Понятно, что будет основная политическая сила с учетом того, что местное самоуправление базируется на решениях Киевсовета, в данном случае в Киеве.


Что касается Омельченко, то он потерял свой традиционный электорат пенсионеров. Поскольку, как приводятся данные о том, что Леонид Черновецкий давно занимался своеобразной формой социального подкупа, то есть своеобразными легитимными акциями благотворительными. Пенсионеры поддержали Черновецкого, которым он реально помогал какими-то продуктовыми наборами и так далее. Во всяком случае, я не отслеживал эта процессы, но как бы в прессе много по этому поводу материалов. Но факт остается фактом. Традиционный электорат Омельченко частично отошел к господину Черновецкому.


Другой момент, что киевляне устали от долгого пребывания на этом посту Александра Омельченко. И не столько разочаровались в нем, а сколько хотели видеть новое лицо.



Дмитрий Волчек: Был другой серьезный кандидат - боксер Кличко, международная знаменитость.



Владимир Полохало: Вполне боксер Кличко мог победить. Он имел реальные возможности. Но, мне кажется, что очень плохо сработала его команда. Политтехнологически это была слабая кампания. Он совсем немного отстал от Черновецкого. Он имел реальные шансы победить. В то время как вроде два кандидата - Кличко и Омельченко - появился третий. Так часто бывает в избирательных кампаниях.



Дмитрий Волчек: Как бы вы охарактеризовали политические взгляды Черновецкого, если они вообще существуют?



Владимир Полохало: Не знаю, у него большой набор разных меседжей. Я бы даже не нашелся... Я не отслеживал, в принципе. Меня мало интересовали взгляды господина Черновецкого, чтобы их отслеживать. Но то, что я слышал, они не укладываются в какую-то схему или какую-то стройную систему политических ценностей, если не считать, например, какие-то ноу-хау. Но это как бы не имеет отношения к ценностям. Я думаю, что результат во многом закономерен. Потерявший доверие и утомивший киевлян старый мэр. Реальный кандидат, который мог получить большинство, Виталий Кличко просто не имел хорошей команды, чтобы выиграть. Поэтому получился третий.



Дмитрий Волчек: А вот, что думает о новом мэре Киева руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко.



Виктор Небоженко: Я хочу сказать несколько общую сразу фразу, что вообще в регионах Украины, в областях Украины, в крупных городах-миллионщиках масса таких сенсаций. Просто это случилось со столицей. Поэтому, конечно, к нему больше внимания. А особая проблема заключается в том, что считается, что после майдана (а жители столицы были главным питательным элементом или первичным супом этого майдана, а не приезжие) вдруг выбор в пользу Черновецкого. Это, конечно, несколько смущает. Тем более что результат необычайно высокий. Сейчас можно давать всякие объяснения, прежде всего, тем, что это альтернатива многолетнему нашему киевскому Лужкову, то есть человеку, который достал всех своими административными проектами. Но это как бы альтернатива необычная.



Дмитрий Волчек: Что вам известно о секте "Посольство Божие", членом которой является Черновецкий? Ее ведь возглавляет гражданин Нигерии, живущий на Украине. Вообще, довольно странная история.



Виктор Небоженко: Да, это очень мощная секта. Именно киевская очень мощная секта, организованная 12 лет назад одним безработным выпускником авиационного института. Действительно, она построена по современному типу вот этих сект, которые используют многоуровневый маркетинг, систему сетей с довольно авторитарным управлением. В этом смысле, конечно же, за сегодняшним мэром стоят очень могущественные радикальные протестантские круги, которые активно действовали в центральных крупных городах Украины. Повторяю - центральных - потому что на востоке и на западе существуют мощные свои конфессиональные объединения, на западе – Греко-католики, а на востоке - очень сильные православные. А вот центральная Украина вместе со столицей оказалась как бы вне присмотра этих двух крупнейших конфессий - православных и греко-католиков. И вот этим воспользовались протестанты различных толков, прежде всего, протестанты периферийных активных экстремистских таких образований. Они обладают очень большим здесь влиянием, прежде всего, в Киеве, в окрестностях Киева, в некоторых других городах.



Дмитрий Волчек: Противники Черновецкого обвиняют его в подкупе избирателей. Доверенное лицо действующего мэра Александра Омельченко Михаил Поживанов сказал, что Черновецкий не станет мэром Киева, поскольку в суде будет доказан факт подкупа. Есть ли серьезные доказательства подкупа? Велика ли возможность, что Черновецкому тем или иным путем не позволят вступить в должность?



Виктор Небоженко: Тут, конечно, сейчас уже формируется серьезная оппозиция Черновецкому, хотя бы из-за того, что он как бы разламывает сложившийся политологический ландшафт, сложившийся за последние 15 лет сложный союз бюрократии, олигархов, центральной власти и так далее. Приход Черновецкого, конечно, все это ломает. В этом смысле ему будет тяжело. Вполне возможно, что это плохо для него закончится.


Что касается обвинения в подкупе, то надо отдать должно, что он это делал по принципам и с использованием методов религиозной филантропии. Он, действительно, открывает столовые для старушек, для бомжей, для людей, у которых большие проблемы со здоровьем и так далее. Но делает он это не только во время выборов, а уже несколько лет. В этом смысле очень трудно будет отличить религиозную активную благотворительную деятельность с нарушением избирательного права. Это будет очень трудно. Это было в огромных массовых масштабах.



Дмитрий Волчек: Леонид Черновецкий готовит серьезную реформу городского хозяйства, обещал поменять многих чиновников, изменить цены на жилье. Что из его предложений кажется разумным и осуществимым?



Виктор Небоженко: Все, что наши политики говорят во время избирательных кампаний, как правило, это все привлекает. Но, на самом деле, Киев - это столица, это государство в государстве. Здесь любой шаг сделать крайне трудно. Я не спорю, здесь легко в 90-х годах поменяли вывески с русского на украинский, с одних героев на других, сняли одни портреты - повесили другие, сняли одних чиновников - потом появились другие чиновники. Наверное, он это сделает проще. Но говорить про резкое изменение, допустим, жилищной политики, или социальных проблем, или градостроительных проблем, я не думаю, что это решается одним Черновецким. Это же не пришла целая группа политиков, обладающих большим общенациональным весом. Пришел, действительно, один человек, за которым стоят, прежде всего, сильные протестантские секты. Они уже играют в политику на уровне столицы. Это, конечно, неожиданный и неприятный сюрприз для ведущих политических сил.



Дмитрий Волчек: Сейчас уже можно подвести итоги многолетнего пребывания у власти в Киеве Александра Омельченко, киевского Лужкова, как вы выразились. Общее ощущение у вас - скорее со знаком минус или плюс?



Виктор Небоженко: Скорее всего, все-таки со знаком минус. Потому что хотя этот человек очень много строил, но строил сумбурно, с большими скандалами. Там сложилась практически неуправляемая внутренняя группировка, которая принадлежала только ему. Во многом результат его падения носит политический характер. Дело в том, что он был настолько уверен в своей силе, что даже не опирался ни на какую политическую программу, ни на какую политическую силу, общеизвестную для Украины, практически не вел избирательную кампанию. Настолько он считал себя неуязвимым.



XS
SM
MD
LG