К практике ближе не принятая Собором декларация, а предшествующие ей выступления практиков – прежде всего, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, главного идеолога Русской православной церкви. С первого взгляда может показаться, что тут ошибка: какая может быть еще идеология там, где есть Священное Писание? Тем не менее, то, о чем говорилось в Москве, явным образом противоречит краеугольным словам апостола Павла "несть ни эллина, ни иудея". Ставка вновь – в который уж раз в истории России – делается не на человека, без различия национальной и социальной принадлежности, а на общество. Интересы личности обязаны подчиняться общественным. Когда права человека превалируют над интересами общества, сказал митрополит Кирилл, "это стимулирует только эгоизм и индивидуализм".
Слов нет, эгоизм вещь раздражающая. Но, заметим – не угрожающая. По-настоящему страшна – толпа. Любая толпа, вооруженная любой идеологией – самой человеколюбивой. Вспомнить хоть крестовые походы во имя возвращения Гроба Господня. Объединенная толпа – нетерпима, точнее, становится нетерпимой неизбежно, как бы благостна ни была настроена первоначально. Это закон общественных больших чисел, никогда еще не нарушавшийся.
Западные установки на права человека не подходят России, - говорит митрополит Кирилл и другие выступавшие на Соборе. Вот и ядро для создания враждебной к внешнему миру толпы. Мотив старый: "У нас свой путь". Снова Россия в кольце врагов, снова вся порочность человеческая сосредоточена вовне. Своего покаяния как не было, так и нет.
Хуже всех – именно страны и общества иных изводов христианства: католические, протестантские. Они-то хуже любых язычников. Разумеется, на западном христианстве много грехов, но хорошо бы вспомнить, что эти церкви каялись и каются – и в тех же крестовых походах, и в преследовании евреев, и в трусливом молчании во времена нацизма. В чем и когда покаялась Русская православная церковь? И разве не в чем? Ну, например, в сотрудничестве – не сказать сильнее – с безбожной властью: начиная с 1924 года. Фактическое благословение массовых убийств сталинской эпохи – без покаяния. Позиция безнравственная, но логичная: ведь смычка церкви и государства продолжается, и сразу вслед за государством, которое объявило правозащитные организации враждебными и антипатриотичными, церковь объявляет порочной идею самих прав человека.